Найти тему

Как понять других? Или как выстроить отношения с людьми

Оглавление

Вы когда-нибудь замечали, как некоторые люди могут легко разговаривать с любым, кого они встречают, независимо от того, насколько отличается их происхождение?

Или вы видели того человека, который всегда кого-то обижает, независимо от темы разговора?

Эти два сценария показывают, как мы можем различаться в наших способностях взаимодействовать, ладить и общаться с окружающими. Точно так же, как мы различаемся в традиционных академических компетенциях, мы можем различаться в том, насколько мы социально компетентны. После многих лет академических исследований и разработок эту социальную компетенцию теперь обычно называют «социальным интеллектом».

В этой статье: немного теории и практические советы. Будет полезно почитать не только психологам, эзотерическим практикам, но и всем остальным, кто хочет ОСОЗНАННО развиваться.

Что такое социальный интеллект?

Наша способность успешно ориентироваться в жизни в значительной степени зависит от уровня нашего социального интеллекта. Это может повлиять на отношения, которые мы формируем с нашими партнерами и детьми, на круг друзей, которые мы строим, и на нашу способность продвигаться по карьерной лестнице и амбициям. Поэтому в наших интересах лучше понять концепцию социального интеллекта и развить навыки, необходимые для его улучшения.

Современная концепция социального интеллекта была впервые выявлена американским психологом Эдвардом Торндайком в 1920 году. Его классификация интеллекта включала три фундаментальных измерения. Они относятся к способности понимать и управлять идеями (абстрактный интеллект), конкретными объектами (механический интеллект) и людьми (социальный интеллект).

Торндайк определил социальный интеллект как: «способность понимать и управлять мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками – действовать мудро в человеческих отношениях».

Более широкое определение было предложено Верноном в 1933 году, который описал социальный интеллект как: «Способность ладить с людьми в целом, социальная техника или легкость в обществе, знание социальных вопросов, восприимчивость к стимулам со стороны других членов группы, а также понимание временных настроений или основных черт личности незнакомцев».

Так чем же отличаются эмоциональный и социальный интеллект?

В то время как социальный интеллект – это способность понимать других людей, как они работают, что их мотивирует и как работать совместно с ними, эмоциональный интеллект – это скорее внутренняя способность. Эмоциональный интеллект фокусируется на понимании своих эмоций, обучении владению собой и использовании этих знаний для руководства своим поведением.

Майер и Саловей определили эмоциональный интеллект как: «способность воспринимать эмоции, получать доступ к эмоциям и генерировать их, чтобы помочь мыслить, понимать эмоции и эмоциональные знания, а также рефлексивно регулировать эмоции, чтобы способствовать эмоциональному и интеллектуальному росту».

Гоулман утверждает, что эмоциональный интеллект - это индивидуальная конструкция, которая позволяет нам распознавать, понимать и управлять нашими собственными чувствами, а также распознавать, понимать и влиять на эмоции других.

В частности, он выделил пять основных компонентов эмоционального интеллекта:

- Самосознание.

- Саморегулирование.

- Мотивация.

- Сочувствие.

- Социальные навыки.

Социальный интеллект — это конструкция, основанная на отношениях, которая сосредоточена на том, как мы понимаем, взаимодействуем и представляем себя другим.

Гоулман изложил рабочую концептуализацию социального интеллекта, которая включала два основных аспекта. Во-первых, это социальная осведомленность, которая относится к спектру, который простирается от непосредственного ощущения внутреннего состояния другого человека до понимания чувств и мыслей другого человека и способности «получать» сложные социальные ситуации.

Социальная осведомленность включает в себя:

- Первичная эмпатия: способность ощущать чувства других людей с помощью невербальных сигналов.

- Настройка: слушание с полной восприимчивостью; «настроиться» на человека.

- Эмпатическая точность: понимание мыслей, чувств и намерений другого человека.

- Социальное познание: понимание того, как устроен социальный мир.

Второй аспект – это социальная структура, которая относится к способности иметь плавное и эффективное взаимодействие с другими.

Социальный объект включает в себя:

- Синхронность: легкое взаимодействие с другими людьми на невербальном уровне.

- Самопрезентация: хорошо представить себя.

- Влияние: формирование результатов социальных взаимодействий.

- Забота: забота о потребностях других и соответствующие действия.

Несколько эмпирических исследований подтверждают концептуализацию социального интеллекта Гоулмана, которая включает в себя множество различных элементов.

Например, доказательства первичной эмпатии — той интуитивной, автоматической реакции, когда вы можете почувствовать чужую эмоцию — очевидны из исследований зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны активируются, когда человек выполняет определенное двигательное действие и когда они наблюдают такое же или похожее действие, выполняемое другим человеком.

Точно так же зеркальные нейроны активируются, когда мы наблюдаем эмоциональную реакцию другого, обеспечивая нейронную основу эмпатии. Сочувствие – это основа общих эмоциональных переживаний, которые мы чувствуем как социальный коллектив: общая радость при рождении новорожденного, общее волнение при просмотре спортивного события, общее горе, когда кто-то умирает.

Поддерживая идею влияния, исследования показывают, что те, кто может тактично выражать себя, рассматриваются другими как более благоприятные. В конце концов, человек должен выражать себя так, чтобы это было желательно для других, чтобы добиться влияния.

Социальный интеллект: сила характера.

В психологии мы рассматриваем сильные стороны характера как основные черты, которые составляют положительную сторону нашей личности.

В своей книге 2004 года позитивные психологи Кристофер Петерсон и Мартин Селигман определили 24 сильные стороны характера, разделенные в более широком смысле на шесть добродетелей:

- Мудрость – когнитивные сильные стороны, связанные с приобретением и использованием знаний.

- Мужество – эмоциональная сила, которая включает в себя проявление воли для достижения целей перед лицом невзгод.

- Человечность – межличностные сильные стороны, которые включают в себя заботу и дружбу с другими.

- Трансцендентность – сильные стороны, которые устанавливают связи со Вселенной, придавая смысл.

- Справедливость – гражданские атрибуты, составляющие основу здоровой общественной жизни.

- Умеренность – сильные стороны, которые защищают от излишеств.

… из реальной жизни.

Вы когда-нибудь рассказывали кому-то историю только для того, чтобы он ответил совершенно не связанным вопросом или утверждением? Или вы были тем другим человеком, который слушал чью-то историю только для того, чтобы на полпути понять, что вы не знаете, что он говорил? У вас внутренняя паника, и вы пытаетесь придумать что-то быстрое, чтобы сказать, чтобы прикрыть свою невнимательность.

Способность активно слушать других и отвечать на них соответствующими вопросами и комментариями является ярким примером высокого социального интеллекта. Люди хотят чувствовать, что их слушают, и что вы полностью вовлечены в то, что они говорят.

Знание и понимание социального этикета.

Чтобы позитивно взаимодействовать с другими, важно понимать социальные различия. Например, вы не будете говорить со своей 70-летней матерью так же, как со своей 16-летней дочерью.

В нашей трудовой жизни мы сталкиваемся с разными социальными группами, в том числе из разных стран, разных возрастных групп и разных религиозных и культурных идентичностей. Способность признавать и понимать различное происхождение людей является ключевым способом связи с ними.

3 способа улучшить социальный интеллект.

1. Жизнь часто протекает в быстром темпе, с множеством отвлекающих факторов, как цифровых, так и других. Естественно хотеть немедленно ответить на это текстовое сообщение, которое появляется на вашем телефоне, даже когда вы находитесь в середине разговора лицом к лицу.

Уделяйте людям все свое внимание, разговаривая с ними. Людям нравится чувствовать себя услышанными, и это поможет вам развить достойные отношения.

2. Следите за языком тела.

Часто язык тела людей многое говорит нам о том, что они чувствуют, даже если они этого не говорят. Постарайтесь настроиться на то, что говорит другой человек «физически».

Точно так же помните о своем собственном языке тела и о том, как вы себя представляете. Если вы сутулитесь и выглядите физически незаинтересованным во время разговора, это может заставить говорящего потерять уверенность в том, что он говорит, что приведет к негативному взаимодействию.

3. Покажите, что вам не все равно.

Если вы чувствуете, что кто-то расстроен, или если кто-то говорит вам, что переживает какие-то трудности, покажите им, что вы действительно заботитесь о них. Проявление сочувствия к другим может помочь вам установить связь на более значимом уровне.

Развитие социального интеллекта на рабочем месте.

Наличие социально интеллектуальной рабочей силы может быть более важным, чем вы думаете. На работе нам нужно сосуществовать и сотрудничать с другими людьми, с которыми мы обычно общаемся, а можем и не общаться. Для тех, кто занимает руководящие или руководящие должности, способность общаться с командой и мотивировать ее может быть ключом к успеху бизнеса или учреждения.

Гоулман и Бояцис считают, что успешная динамика "лидер-последователь" достигается лидерами, чье поведение использует систему взаимосвязи мозга. Другими словами, эффективное лидерство опирается на способность вдохновлять других через значимую связь и способность воспитывать позитивные чувства у людей, в сотрудничестве которых они нуждаются.

На самом деле, существует подмножество зеркальных нейронов, единственной целью которых является обнаружение смеха и улыбок других людей. Это, в свою очередь, вызывает у вас собственный смех или улыбку.

Лидер, который улыбается и использует юмор, может заставить эти специализированные нейроны работать, поощряя расслабленное взаимодействие и положительные эмоции у других. На самом деле, исследования показывают, что высокоэффективные лидеры вызывают смех у своих подчиненных в три раза чаще, чем лидеры среднего звена.