Иногда я думаю, как хорошо, что мы не знаем своего будущего. Даже ближайшего.
Конечно в критические моменты в дело включается интуиция и мощная группа поддержки в лице Ангелов-Хранителей, и они обязательно спасают, выполняя свою добрую священную миссию.
А мы даже и не благодарим, потому что по причине их высокого профессионализма всего драматизма ситуации и не почувствовали…
А бывают не критические ситуации , но судьбоносные.
Например идет человек неспешно за горизонт из родного пункта А в пункт Б, и ведать не ведает, что его путь должен обязательно пройти через точку С. Мы ведь как привыкли?
По кратчайшему пути, коим является прямая.
К этому простому пути мы и стремимся, и очень переживаем, когда никак не получается прийти в этот вожделенный пункт Б удобным для нас маршрутом.
Но нет! Неведомые силы упорно ведут нас в загадочную точку С, потому что именно там невзначай приоткрывается тайна смысла всего нашего путешествия.
Вот нечто подобное случилось со мной недавно.
Началось всё с моего вполне понятного желания побывать на Пасху в Псково-Печерском монастыре.
Оказавшись там прошлой осенью, я часто вспоминала его с душевным теплом и большим желанием приехать в Печоры именно на праздник Светлой Пасхи.
Сказано-сделано. Ехать от Петербурга всего-то часа три на машине.
День был действительно светлый и солнечный. Прихожан, как это не удивительно, было немного.
На Псковщине в отличии от родного Петербурга снег в середине апреля уже растаял, и первоцветы на склонах монастырского оврага и в цветниках умиляли своей весенней нежностью и беззащитностью.
Ошалевшие от тепла белки весело носились по веткам вековых елей.
В монастыре они живут по особым райским законам- людей не боятся совсем . Кормушки у них всегда наполнены орехами и семечками. Да и сами кормушки сделаны с такой любовью, что больше напоминают благоустроенные лесные домики для эльфов.
Впрочем о чем это я? В древнем православном монастыре наверное не стоит упоминать лесных духов.
Однако именно когда я задержалась под раскидистой елью, подкладывая немного орешков в кормушку, я вдруг ощутила какое-то радостное оживление вокруг.
Прихожане , стоявшие рядом, как-то заулыбались, кивая головами . «Христос Воскресе!»-повторял целый хор голосов.
Со стороны монастырского двора шел Настоятель.
Он очень просто и искренне поздравил прихожан с Пасхой, а мне было достаточно один раз на него посмотреть, чтобы понять насколько этот живой и улыбчивый человек не был похож на строгого и сдержанного Священнослужителя .
- Это Игумен Монастыря Митрополит Тихон Шевкунов,- тихонько шепнула мне наша экскурсовод. -Тот самый, что написал книгу «Несвятые святые».
Надо сказать , что экскурсовод была тоже весьма колоритна. Изящная шатенка с прозрачными голубыми глазами, она при всей лаконичности ее простого монастырского наряда , выглядела очень элегантно, я бы даже сказала , утонченно.
Татьяна, как звали экскурсовода, красиво жестикулировала руками с тонкими пальцами , и каждый взмах придавал ей такую воздушность, что в какой-то момент возникло даже ощущение ее тайной крылатости…
Судя по акценту, Татьяна была потомком народа Сето, что и по сей день мирно проживает на границе современных Эстонии и России.
Не всем понравилось то, что и как она рассказывала, но из песни слов не выкинешь.
Монастырь по сей день сохранил свой первоначальный облик и не закрывался во времена советской власти в многом благодаря тому, что в 20-е годы оказался на территории Эстонии.
Когда же Эстония вошла в 1940 году с состав СССР, монастырь опять не успели закрыть потому, что вскоре началась война.
В этом году 28 августа в День Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерский монастырь отметит свое 550-летие.
И представьте себе, за всё это время он никогда не закрывался! Уникальность монастыря состоит именно в преемственности знания и традиций с древности.
Возможно поэтому нет здесь ощущения никаких навязанных извне правил, всё предельно простое и подлинное.
Кстати очень тронуло меня приглашение приехать в монастырь накануне юбилея выкладывать цветами дорожки монастыря .
Есть здесь такая традиция — в праздник чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы выносят из пещерного храма на Крестный Ход.
И весь путь ее следования выкладывают цветами.
В этом удивительном ритуальном действии могут поучаствовать все желающие, достаточно лишь приехать накануне и обратиться в паломнический центр.
Кстати после Крестного хода все живые дорожки прихожане разбирают по цветочку.
Говорят, растения тоже приобретают чудесную силу от Иконы.
Сама Икона весит больше 200 кг из-за тяжелого драгоценного оклада.
В благодарность за чудеса исцеления молящиеся с древности оставляют у Иконы Успения Богородицы свои драгоценности.
Их значительно больше, чем можно увидеть. Каждый год часть пожертвований тратится на благоустройство монастыря, и этот источник не иссякаем.
Говорят, особенно часто случаются у Иконы чудеса исцеления глаз и органов движения.
В древности на месте Монастыря был овраг.
Рядом протекал ручей, где местные охотились на бобров . Многие из них рассказывали о странности этих мест.
Дело в том, что на склонах оврага можно было услышать пение Ангелов.
Никто не знал откуда эти звуки, но гору, точнее склон, называли Святой. Позже выяснилось, что пели не Ангелы, а монахи-отшельники, жившие в пещерах, которыми были испещрены склоны оврага.
Это был еще не монастырь, но именно первые отшельники заложили основы старчества.
Старцы жили молитвами, и это со временем настолько приближало их к Богу, что у отшельников открывался дар прозорливости.
Чтобы узнать волю Божью, люди обращались к старцам.
И спустя более пяти веков, традиция старчества сохранилась. Люди по-прежнему приходят в монастырь в критические моменты жизни спросить совета у монахов-отшельников.
История Монастыря началась со строительства в горе Пещерной Церкви. Сейчас монастырь мужской, но основала его супружеская пара в классическом русском сочетании- Иван да Марья.
Может быть поэтому, монастырь так необычно выглядит.
Здесь нет ощущения строгости. Внутренняя территория украшена живописными цветниками и декоративными деревьями, храмы и внутренние домики уютны и красивы.
Древние гробы Марии и Ивана, правильнее даже сказать колоды, стоят в пещерах Успенского собора. Супруги приняли монашеский постриг. Она получила имя Васса, он- Иона.
Говорят, в 20-е годы была попытка вскрытия гроба Вассы советскими властями. Из гроба полыхнуло пламя, которое отпугнуло вандалов.
И по сей день следы огня видны на деревянных стенках гроба- он так и стоит опаленным.
Вообще под горой и окрестными полями существует целый подземный город с узкими улицами и проходами!
Правда это Город Мертвых. В Святой горе похоронено 14000 монахов. Притом, что гробы стоят в пещерах, воздух в подземелье свеж и чист.
Издавна при захоронении монахи заметили, что принесенное сюда мертвое тело перестает издавать запахи.
Более того, в подземном городе кроме официально признанных Святыми , чьи гробы стоят в ближних пещерах, есть нетленные останки личностей, чьи истории жизни уже никто не помнит, но это не умаляет их святости…
Практически все монахи-отшельники были по совместительству и отличными воинами, и часто им с оружием в руках приходилось отстаивать неприкосновенность Святой Обители.
Говорят, все псковичи -прирожденные воины.
Молитва и защита своей Земли от бесконечных посягательств Западных соседей сделали их нрав сдержанным и суровым.
Что же касается соседства, еще во времена Ивана Грозного Настоятель монастыря Преподобный Корнилий , искренне преданный царю , пострадал по ложному доносу.
Ивану Грозному сообщили о переговорах Корнилия с эстляндской знатью и тайных планах сотрудничества с ними.
Приехавший в монастырь царь в приступе гнева собственноручно отрубил голову вышедшему ему навстречу Настоятелю.
Говорят, опомнившись, Иван Грозный подхватил на руки мертвое тело и понес его по склону горы к Успенскому собору, заливая кровью узкую дорожку.
Она и теперь называется Кровавой. Ведет от главных монастырских ворот. Ее тоже цветами выкладывают на праздник…
Памятник Святому Корнилию, при котором Монастырь приобрел свой современный облик, находится теперь на горе слева от входа в монастырь.
Конечно же я купила в Печорах книгу Тихона Шевкунова «Несвятые святые», тем более что средства от ее продажи идут на реставрацию монастыря.
Честно каюсь, в основном из-за этого купила.
Сейчас в монастыре такой грандиозный ремонт к юбилею затеяли, что очень хотелось добавить свою малую толику.
Поздним вечером я вернулась в Петербург, и моментально закрутилась в работе, в весенних садовых и домашних хлопотах.
Однако в первый же вечер после возвращения почувствовала себя неважно.
А на следующий день заболела так, что просто слегла.
И сколько я не силилась вернуться к делам, ничего не получалось. Когда же я проявила упрямство и рвение, случилось еще большая неприятность- я совершенно потеряла голос, который в моей работе незаменим.
Поняв, что толку от меня как минимум неделю не будет, я решила отлежаться.
Даже писать сил не было. Усмотрев знак в отсутствии голоса, я благоразумно решила помолчать и в Дзене.
Когда болеешь, нет сил что-то писать. Хочется спать.
Лечимся мы все одинаково. Я положила у кровати стопку книг, которые давно собиралась почитать, в том числе и «Несвятые святые».
Причем она лежала последней. Казалось, хотелось сейчас другого.
Однако когда я в кровати потянулась к книгам , от моего неловкого движения стопка рассыпалась, и только книга Тихона Шевкунова осталась лежать у изголовья.
Невозможно было понять такое двояко.
Видимо НАДО сейчас именно ее почитать.
Я взяла в руки книгу, и целый день не могла оторваться от чтения. Вечером включила фильм «Псково-Печерская обитель», снятый тем же Тихоном Шевкуновым. До пострига он учился в Институте Кинематографии на литературном факультете.
Фильм просто уникальный конечно . Он вживую показывает жизнь монастыря в 1986 году, когда Тихон ( тогда еще Георгий) впервые переступил порог обители послушником.
По своему возрасту я отлично помню 1986 год.
Я как раз только поступила В свой ЛИТЛП ( Боже, что меня туда привело?), и очень хорошо представляю себе насколько необычным и запретным в той нашей жизни был интерес к религии.
Вплоть до того, что в Пасхальную ночь в Александро-Невской Лавре дежурили представители райкома комсомола, которые отлавливали любопытную молодежь, пришедшую посмотреть на Крестный ход.
За такое «любопытство» тогда можно было из института загреметь и комсомольского билета лишиться.
Это я к тому, что в те времена принять решение уйти в монастырь, должно было быть очень осознанным и бесповоротным.
Книга и фильм объясняют это решение очень доступно.
И повествуют в простой манере о таких чудесах веры и силе духа печорских старцев, что становится понятна очевидность выбора между мирской жизнью и служением Богу.
Книга пронизана какой-то радостью высшего порядка и любовью.
Я снова и снова включала фильм и смотрела на лица старцев-героев книги. Даже те из них, что стояли на пороге смерти, были настолько умиротворены, настолько любимы и окружены заботой братьев-монахов, что далеко не каждые близкие люди способны с подобным терпением и добротой ухаживать за родными.
Кадры, когда молодой послушник кормит обессиленного старца, отзываются в сердце таким теплом, что хочется плакать.
Такие книги нужно обязательно читать и перечитывать как источники нравственной чистоты и гармонии.
Личность Отца Ивана Крестьянкина, молитвенника и провидца, прошедшего за свою веру пытки и лагерные испытания, поразила меня совершенно.
Человек был настолько светел сам, что не помнил из своей многотрудной жизни никакого зла и всю жизнь молился за своих мучителей и предателей.
И уверял молодых монахов, что в лагере был абсолютно счастлив, потому что там Бог настолько рядом, что все молитвы многократно усиливаются …
Не знаю даже, есть ли смысл убеждать вас прочесть эту книгу, потому что видимо к каждому она приходит в свое время.
Но я почувствовала, что буду возвращаться к ней часто.
Правда есть от нее такой эффект, что после чтения хочется долго молчать и думать. Честно, писать сейчас совсем не хочется.
Просто нет подобного опыта, а на фоне таких высоких переживаний, другие темы моментально обесценились. Бывало с вами такое?
В статье я использовала свои фотографии из весенней и осенних поездок в Печоры. Лишь фото праздничного Крестного хода я позаимствовала из интернета.