Найти тему
Поближе к Петербургу

Немного о моей поездке из Петербурга в Печоры

Иногда я думаю, как хорошо, что мы не знаем своего будущего. Даже ближайшего.

Конечно в критические моменты в дело включается интуиция и мощная группа поддержки в лице Ангелов-Хранителей, и они обязательно спасают, выполняя свою добрую священную миссию.

А мы даже и не благодарим, потому что по причине их высокого профессионализма всего драматизма ситуации и не почувствовали…

-2

А бывают не критические ситуации , но судьбоносные.

Например идет человек неспешно за горизонт из родного пункта А в пункт Б, и ведать не ведает, что его путь должен обязательно пройти через точку С. Мы ведь как привыкли?

По кратчайшему пути, коим является прямая.

К этому простому пути мы и стремимся, и очень переживаем, когда никак не получается прийти в этот вожделенный пункт Б удобным для нас маршрутом.

Но нет! Неведомые силы упорно ведут нас в загадочную точку С, потому что именно там невзначай приоткрывается тайна смысла всего нашего путешествия.

-3

Вот нечто подобное случилось со мной недавно.

Началось всё с моего вполне понятного желания побывать на Пасху в Псково-Печерском монастыре.

Оказавшись там прошлой осенью, я часто вспоминала его с душевным теплом и большим желанием приехать в Печоры именно на праздник Светлой Пасхи.

Сказано-сделано. Ехать от Петербурга всего-то часа три на машине.

-4

День был действительно светлый и солнечный. Прихожан, как это не удивительно, было немного.

На Псковщине в отличии от родного Петербурга снег в середине апреля уже растаял, и первоцветы на склонах монастырского оврага и в цветниках умиляли своей весенней нежностью и беззащитностью.

-5

Ошалевшие от тепла белки весело носились по веткам вековых елей.

В монастыре они живут по особым райским законам- людей не боятся совсем . Кормушки у них всегда наполнены орехами и семечками. Да и сами кормушки сделаны с такой любовью, что больше напоминают благоустроенные лесные домики для эльфов.

Впрочем о чем это я? В древнем православном монастыре наверное не стоит упоминать лесных духов.

-6

Однако именно когда я задержалась под раскидистой елью, подкладывая немного орешков в кормушку, я вдруг ощутила какое-то радостное оживление вокруг.

Прихожане , стоявшие рядом, как-то заулыбались, кивая головами . «Христос Воскресе!»-повторял целый хор голосов.

Со стороны монастырского двора шел Настоятель.

-7

Он очень просто и искренне поздравил прихожан с Пасхой, а мне было достаточно один раз на него посмотреть, чтобы понять насколько этот живой и улыбчивый человек не был похож на строгого и сдержанного Священнослужителя .

-8

- Это Игумен Монастыря Митрополит Тихон Шевкунов,- тихонько шепнула мне наша экскурсовод. -Тот самый, что написал книгу «Несвятые святые».

Надо сказать , что экскурсовод была тоже весьма колоритна. Изящная шатенка с прозрачными голубыми глазами, она при всей лаконичности ее простого монастырского наряда , выглядела очень элегантно, я бы даже сказала , утонченно.

Татьяна, как звали экскурсовода, красиво жестикулировала руками с тонкими пальцами , и каждый взмах придавал ей такую воздушность, что в какой-то момент возникло даже ощущение ее тайной крылатости…

Судя по акценту, Татьяна была потомком народа Сето, что и по сей день мирно проживает на границе современных Эстонии и России.

-9

Не всем понравилось то, что и как она рассказывала, но из песни слов не выкинешь.

Монастырь по сей день сохранил свой первоначальный облик и не закрывался во времена советской власти в многом благодаря тому, что в 20-е годы оказался на территории Эстонии.

Когда же Эстония вошла в 1940 году с состав СССР, монастырь опять не успели закрыть потому, что вскоре началась война.

-10

В этом году 28 августа в День Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерский монастырь отметит свое 550-летие.

И представьте себе, за всё это время он никогда не закрывался! Уникальность монастыря состоит именно в преемственности знания и традиций с древности.

Возможно поэтому нет здесь ощущения никаких навязанных извне правил, всё предельно простое и подлинное.

Кстати очень тронуло меня приглашение приехать в монастырь накануне юбилея выкладывать цветами дорожки монастыря .

-11

Есть здесь такая традиция — в праздник чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы выносят из пещерного храма на Крестный Ход.

-12

И весь путь ее следования выкладывают цветами.

В этом удивительном ритуальном действии могут поучаствовать все желающие, достаточно лишь приехать накануне и обратиться в паломнический центр.

Кстати после Крестного хода все живые дорожки прихожане разбирают по цветочку.

-13

Говорят, растения тоже приобретают чудесную силу от Иконы.

Сама Икона весит больше 200 кг из-за тяжелого драгоценного оклада.

В благодарность за чудеса исцеления молящиеся с древности оставляют у Иконы Успения Богородицы свои драгоценности.

Их значительно больше, чем можно увидеть. Каждый год часть пожертвований тратится на благоустройство монастыря, и этот источник не иссякаем.

-14

Говорят, особенно часто случаются у Иконы чудеса исцеления глаз и органов движения.

В древности на месте Монастыря был овраг.

Рядом протекал ручей, где местные охотились на бобров . Многие из них рассказывали о странности этих мест.

Дело в том, что на склонах оврага можно было услышать пение Ангелов.

-15

Никто не знал откуда эти звуки, но гору, точнее склон, называли Святой. Позже выяснилось, что пели не Ангелы, а монахи-отшельники, жившие в пещерах, которыми были испещрены склоны оврага.

Это был еще не монастырь, но именно первые отшельники заложили основы старчества.

-16

Старцы жили молитвами, и это со временем настолько приближало их к Богу, что у отшельников открывался дар прозорливости.

Чтобы узнать волю Божью, люди обращались к старцам.

И спустя более пяти веков, традиция старчества сохранилась. Люди по-прежнему приходят в монастырь в критические моменты жизни спросить совета у монахов-отшельников.

-17

История Монастыря началась со строительства в горе Пещерной Церкви. Сейчас монастырь мужской, но основала его супружеская пара в классическом русском сочетании- Иван да Марья.

Может быть поэтому, монастырь так необычно выглядит.

-18

Здесь нет ощущения строгости. Внутренняя территория украшена живописными цветниками и декоративными деревьями, храмы и внутренние домики уютны и красивы.

-19

Древние гробы Марии и Ивана, правильнее даже сказать колоды, стоят в пещерах Успенского собора. Супруги приняли монашеский постриг. Она получила имя Васса, он- Иона.

-20

Говорят, в 20-е годы была попытка вскрытия гроба Вассы советскими властями. Из гроба полыхнуло пламя, которое отпугнуло вандалов.

И по сей день следы огня видны на деревянных стенках гроба- он так и стоит опаленным.

Вообще под горой и окрестными полями существует целый подземный город с узкими улицами и проходами!

Правда это Город Мертвых. В Святой горе похоронено 14000 монахов. Притом, что гробы стоят в пещерах, воздух в подземелье свеж и чист.

-21

Издавна при захоронении монахи заметили, что принесенное сюда мертвое тело перестает издавать запахи.

Более того, в подземном городе кроме официально признанных Святыми , чьи гробы стоят в ближних пещерах, есть нетленные останки личностей, чьи истории жизни уже никто не помнит, но это не умаляет их святости…

Практически все монахи-отшельники были по совместительству и отличными воинами, и часто им с оружием в руках приходилось отстаивать неприкосновенность Святой Обители.

-22

Говорят, все псковичи -прирожденные воины.

Молитва и защита своей Земли от бесконечных посягательств Западных соседей сделали их нрав сдержанным и суровым.

-23

Что же касается соседства, еще во времена Ивана Грозного Настоятель монастыря Преподобный Корнилий , искренне преданный царю , пострадал по ложному доносу.

Ивану Грозному сообщили о переговорах Корнилия с эстляндской знатью и тайных планах сотрудничества с ними.

-24

Приехавший в монастырь царь в приступе гнева собственноручно отрубил голову вышедшему ему навстречу Настоятелю.

Говорят, опомнившись, Иван Грозный подхватил на руки мертвое тело и понес его по склону горы к Успенскому собору, заливая кровью узкую дорожку.

Она и теперь называется Кровавой. Ведет от главных монастырских ворот. Ее тоже цветами выкладывают на праздник…

-25

Памятник Святому Корнилию, при котором Монастырь приобрел свой современный облик, находится теперь на горе слева от входа в монастырь.

-26

Конечно же я купила в Печорах книгу Тихона Шевкунова «Несвятые святые», тем более что средства от ее продажи идут на реставрацию монастыря.

Честно каюсь, в основном из-за этого купила.

Сейчас в монастыре такой грандиозный ремонт к юбилею затеяли, что очень хотелось добавить свою малую толику.

-27

Поздним вечером я вернулась в Петербург, и моментально закрутилась в работе, в весенних садовых и домашних хлопотах.

Однако в первый же вечер после возвращения почувствовала себя неважно.

-28

А на следующий день заболела так, что просто слегла.

И сколько я не силилась вернуться к делам, ничего не получалось. Когда же я проявила упрямство и рвение, случилось еще большая неприятность- я совершенно потеряла голос, который в моей работе незаменим.

Поняв, что толку от меня как минимум неделю не будет, я решила отлежаться.

Даже писать сил не было. Усмотрев знак в отсутствии голоса, я благоразумно решила помолчать и в Дзене.

Когда болеешь, нет сил что-то писать. Хочется спать.

-29

Лечимся мы все одинаково. Я положила у кровати стопку книг, которые давно собиралась почитать, в том числе и «Несвятые святые».

Причем она лежала последней. Казалось, хотелось сейчас другого.

Однако когда я в кровати потянулась к книгам , от моего неловкого движения стопка рассыпалась, и только книга Тихона Шевкунова осталась лежать у изголовья.

Невозможно было понять такое двояко.

-30

Видимо НАДО сейчас именно ее почитать.

Я взяла в руки книгу, и целый день не могла оторваться от чтения. Вечером включила фильм «Псково-Печерская обитель», снятый тем же Тихоном Шевкуновым. До пострига он учился в Институте Кинематографии на литературном факультете.

Фильм просто уникальный конечно . Он вживую показывает жизнь монастыря в 1986 году, когда Тихон ( тогда еще Георгий) впервые переступил порог обители послушником.

-31

По своему возрасту я отлично помню 1986 год.

Я как раз только поступила В свой ЛИТЛП ( Боже, что меня туда привело?), и очень хорошо представляю себе насколько необычным и запретным в той нашей жизни был интерес к религии.

-32

Вплоть до того, что в Пасхальную ночь в Александро-Невской Лавре дежурили представители райкома комсомола, которые отлавливали любопытную молодежь, пришедшую посмотреть на Крестный ход.

За такое «любопытство» тогда можно было из института загреметь и комсомольского билета лишиться.

Это я к тому, что в те времена принять решение уйти в монастырь, должно было быть очень осознанным и бесповоротным.

-33

Книга и фильм объясняют это решение очень доступно.

И повествуют в простой манере о таких чудесах веры и силе духа печорских старцев, что становится понятна очевидность выбора между мирской жизнью и служением Богу.

Книга пронизана какой-то радостью высшего порядка и любовью.

Я снова и снова включала фильм и смотрела на лица старцев-героев книги. Даже те из них, что стояли на пороге смерти, были настолько умиротворены, настолько любимы и окружены заботой братьев-монахов, что далеко не каждые близкие люди способны с подобным терпением и добротой ухаживать за родными.

Кадры, когда молодой послушник кормит обессиленного старца, отзываются в сердце таким теплом, что хочется плакать.

-34

Такие книги нужно обязательно читать и перечитывать как источники нравственной чистоты и гармонии.

Личность Отца Ивана Крестьянкина, молитвенника и провидца, прошедшего за свою веру пытки и лагерные испытания, поразила меня совершенно.

Человек был настолько светел сам, что не помнил из своей многотрудной жизни никакого зла и всю жизнь молился за своих мучителей и предателей.

-35

И уверял молодых монахов, что в лагере был абсолютно счастлив, потому что там Бог настолько рядом, что все молитвы многократно усиливаются …

Не знаю даже, есть ли смысл убеждать вас прочесть эту книгу, потому что видимо к каждому она приходит в свое время.

Но я почувствовала, что буду возвращаться к ней часто.

-36

Правда есть от нее такой эффект, что после чтения хочется долго молчать и думать. Честно, писать сейчас совсем не хочется.

Просто нет подобного опыта, а на фоне таких высоких переживаний, другие темы моментально обесценились. Бывало с вами такое?

В статье я использовала свои фотографии из весенней и осенних поездок в Печоры. Лишь фото праздничного Крестного хода я позаимствовала из интернета.