Найти в Дзене

Герои в семье Люции Звегинцевой

Оглавление
Это первая ласточка, первый рассказ рубрики "О ваших героях очерк напишу".
Три судьбы, три человека, три разных истории. Люция Звегинцева из Татарстана рассказала о своем дедушке по линии мамы, отце и дедушке мужа, защищавших родину в годы Великой Отечественной войны.

Защищал от немцев Ленинград

Долгое время Люция Звегинцева из Татарстана ничего не знала о судьбе своего деда Габтелхака Шафикова, который пропал без вести в годы Великой Отечественной войны. Внучка, которая не видела даже фотографии дедушки , ведь ни одной карточки не сохранилось, давно хотела его разыскать, узнать хоть что-то. Но удалось лишь в 2020 году. К тому времени рассекреченные данные о пог ибших и пропавших без вести появились на сайте Подвиг народа.

Габтелхак Шафиков ушел на фронт 18 августа 1941 года, а спустя почти четыре месяца, 10 декабря, пропал без вести. На самом же деле 25 декабря скон чался от ра.н в госпитале в Лениграде. Ныне его прах покоится на воинском захоронении Южное в Санкт-Петербурге.

-2

В 2022 году Люция Юрьевна вместе с мужем Павлом Петровичем смогли отдать дань памяти деду. На воинском захоронении находятся две братские и 350 одиночных могил. В одной из них покоится прах рядового Габтелхака Шафикова.

- До меня первым на могиле у прадедушки побывал мой племянник Ринат, потом моя двоюродная сестра Елена, а уж затем я с мужем. Было очень трогательно, - вспоминает Люция Звегинцева. - Собираемся сделать табличку с именем дедушки и закрепить её на одной из одиночных могил. Пока гостили в северной столице, я поучаствовала во Всероссийском сборе художников по масляной живописи.

Стоит добавить, что Люция Юрьевна преподает в частной студии живописи, а также работает логопедом-дефектологом. Сейчас живет в поселке Карабаш Богульминского района Республики Татарстан. Вместе с супругом Павлом Петровичем, православным священником, воспитывает 16 детей, одиннадцать из которых приемные.

Габтелхак Шафиков родился в 1906 году в одной из деревень под Казанью. На фронт был призван Кзыл-юлским районным военным комиссариатом, служил в 456 стрелковом полку. По воспоминаниям родного брата Лотфуллы Хафизова, Габтелхак в юности был деревенским хулиганом. Фамилии братьев разнятся, поскольку у одного она записана по отцу, а у другого по матери. Отчего так вышло, Люция Юрьевна не знает.

У Габтелхака и Разии Нигмадзяновны было трое детей: Рифтавиз, которого все звали Колей, 1932 года рождения, мама Люции Голсина 1937 года и Габдельфат 1942 года рождения. До нашего времени дожил лишь младший сын фронтовика. Сейчас дядя Люции живет в городе Камышин.

Разия Нигматзяновна всю жизнь ждала мужа. Она до самой своей смерти верила, что он жив. Так ей когда-то давно нагадала цыганка. Была простой колхозницей. Жила с дочерью и зятем, родителями Люции.

- Бабушки не стало в 1983 году, а в 1996-м мамы, - заканчивает рассказ об одном герое своей семьи и начинает о другом Люция Юрьевна.

"Я всю войну прошёл с "Господи благослови"

Петр Борисович Звегинцев доводится дедом Павлу Петровичу, мужу Люции Юрьевны. Родом он из деревни Фоминовки Самарской губернии. Ныне населенный пункт относится к Бавлинскому району Татарстана. Родился Петр в 1910 году.

-3

На войну пошёл с самого начала. В 1941 году оборонял Москву. Попал в Вяземский котел, а оттуда - в фашистский концлагерь. Позднее рассказывал детям, что выжил в неволе потому, что не курил. Многие пленные меняли свою пайку на табак и ослабевали от голода. Настолько сильным было пристрастие.

В 1943 году Красная Армия освободила Петра из концлагеря. Он продолжил службу во вновь сформированной части. Войну закончил в звании старшины 9 роты в Восточной Европе. Домой вернулся с наградным пистолетом. Был представлен к Ордену Отечественной войны II степени.

- Я всю войну прошёл с «Господи благослови», - вспоминает слова фронтовика Люция Юрьевна. - Он православный был. Говорил, чтоб даже лопату не брали, пока не скажешь: "Господи благослови". Сам за собой до последнего ухаживал, прожил 92 года.

У Петра и Матроны Звегинцевых было девять детей, выжили шестеро. Самый младший Пётр Петрович - отец протоиерея Павла Звегинцева, мужа Люции Юрьевны.

Известно, что Петр Борисович после войны в колхоз не пошел. Одно время строил дороги, затем был пожарным. В партию не вступал. Видимо, был обижен на советскую власть. Его отец был кулаком. Семью в свое время раскулачивали. Часть родственников в 30-х годах, избегая этого, уехала на Дальний Восток.

- Дед на одиннадцать лет пережил бабушку. Пока хватало сил, держал большое хозяйство: лошадей, коров, кур, свиней, - рассказывает Люция. - Сажали большой огород, - Он был шутник, веселый. На застольях, случалось, на столе чечетку выбивал, к праздникам обувал хромовые сапоги. Помнил всех родных. Встречая нас, с порога спрашивал, где тот или иной внук, почему не привезли.

Разведчик, артиллерист, фельдшер

Отец Люции Юрий Губаевич Фаткуллин родом из деревни Караболка Челябинской области. На фронт был призван в 1942 году Кунашакским сельсоветом.

-4

За годы войны Юрий Фаткуллин сменил несколько военных специальностей. С 10 августа по сентябрь был разведчиком в 191 стрелковом полку, затем курсантом-наводчиком в 40 стрелковом полку, с августа 1943-го по март 1944-го наводчиком в 291-м отдельном противотанковом дивизионе.

- В одном бою отец был ранен, его спасла санитарка Люба, - говорит Люция Звегинцева. - Она закрыла его собой и ум ерла. А наш папа потом сам пох оронил её, руками копал могилу и дал клятву, что назовёт дочь в её честь. Долго хранил книжку рецептур лекарств, где было написано Любовь Юрьевна.

Профессию артиллериста Юрий Губаевич решил сменить на медицинскую. С марта 1944 по июнь 1946 учился на фельдшера. Служил по специальности, демобилизовался к 1950 году.

Жил и работал в Челябинской области близ реки Теча, в которую комбинат "Маяк" сбрасывал ради активные отходы.

- Отец рассказывал жителям деревни об опасности радиации, но ему никто не верил. Люди не могли понять, как опасен невидимый враг, - вспоминает Люция Юрьевна. - Он подговорил брата уехать в Татарстан на родину бабки Хосни.

В Татарстане Юрий Фаткуллин работал на кирпичных заводах. Был рационализатором, изобретателем - модернизировал печи. Часто менял место работы, поэтому все четыре дочки родились в разных местах.

Заканчивая рассказ о своем отце и дедушках Люция Юрьевна выразила надежду, что память о них сохранится для потомков: "Все забывается, поэтому если не запишем, забудем, наши дети, внуки не узнают правду о своих родственниках, участниках самой кро вавой из войн".

Приёмный сын Люции и Павла Александр сейчас в зоне спецоперации, защищает нашу Родину от неонацистов. Он пошёл на СВО добровольцем. Пусть не родной, но все же внук тех, кто 80 лет назад останавливал идущие в нашу сторону танки с крестами. Теперь эта доля выпала и ему.

Фото предоставлены

Люцией Звегинцевой

Спасибо за внимание