Самооценка - является фундаментальным аспектом нашего психологического благополучия. Это оценка нашей ценности и ценности как личности, она играет решающую роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир и взаимодействуем с ним. Люди с высокой (адекватной) самооценкой, как правило, ведут более позитивную и продуктивную жизнь, в то время как люди с низкой самооценкой могут бороться с тревогой, депрессией и другими проблемами психического здоровья.
Самооценка формируется в результате взаимодействия нескольких факторов:
- Ранний опыт. Наш самый ранний опыт, играет решающую роль в развитии самооценки. Дети, которые получают внимание, заботу и поддержку от своих родителей, с большей вероятностью разовьют положительное чувство собственного достоинства. И наоборот, дети, пережившие пренебрежение, жестокое обращение или другие формы травмы, подвержены риску развития низкой самооценки. Дети, которые чувствуют, что их любят, поддерживают и поощряют, с большей вероятностью разовьют чувство компетентности и уверенности в своих способностях. Напротив, дети, которых постоянно критикуют, принижают или обесценивают, подвержены риску развития негативного образа себя.
- Когнитивные процессы. Самооценка также формируется, когнитивными процессами, как мы думаем о себе и своем опыте. Люди с высокой самооценкой, склонны вести позитивный разговор с самим собой и приписывать свои успехи своим способностям и усилиям. Напротив, люди с низкой самооценкой могут вести негативный внутренний диалог, приписывать свои успехи удаче или внешним факторам и сосредотачиваться на своих неудачах.
- Социальное сравнение — еще один когнитивный процесс, влияющий на самооценку. Люди склонны сравнивать себя с другими, чтобы оценить собственную значимость и ценность. В некоторых случаях это может быть здоровым способом мотивировать себя на улучшение. Однако постоянное сравнение с другими может привести к чувству неполноценности и низкой самооценке.
- Биологические факторы. Наконец, на самооценку также влияют биологические факторы, такие как генетика и химия мозга. Исследования показали, что генетические факторы объясняют примерно 50% индивидуальных различий в самооценке. Определенные генетические вариации, могут сделать людей более или менее восприимчивыми к стрессовым факторам окружающей среды.
Вывод. Можно сказать, что самооценка представляет собой сложную и многогранную конструкцию, которая формируется под воздействием разнообразных экологических и биологических факторов. В то время как ранний опыт играет решающую роль в его формировании, когнитивные процессы и генетика также способствуют его развитию на протяжении всей нашей жизни. Понимание научной основы самооценки может помочь нам определить факторы, влияющие на нее, и разработать стратегии, способствующие ее здоровому развитию.
1) Мой "Курс преодоления депрессии, тревоги и невроза".
2) Книга "Самопомощь при неврозе - 15 техник от страха и тревоги".
3) Мои курсы для психологов:
4) Запись на когнитивно-поведенческую группу онлайн.
Автор: Вьюков Антон Сергеевич
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru