Выкладываю финальную часть разговора с директором бедовой поселковой школы, друзья. Обещала.
Хотела ли славная руководительница оправдать неэффективность своей работы? Возможно. Намеревалась ли слегка поддеть честного репетитора? Тоже не исключаю.
Однако вот какую главную причину провала бесплатного образования она убеждённо обозначила, когда мы уже успели обсудить все административные вопросы, связанные с тестированием группы школьников, и перешли к неофициальной части – чаепитию.
Зайду издалека.
Сколько стоит подготовить ребёнка к школе? Надо же ему и одежду купить, и рюкзак, и канцелярские принадлежности. И чтобы не хуже, чем у других. Соревнование на данном этапе ещё не очень острое, но имеется.
Бесплатные кружки и секции, которые предоставляются в местном клубе (филиале школы), популярностью не пользуются. Все ездят в города, в платные организации. Местные преподаватели ничем не хуже, только не очень у них дело идёт. Осталась только студия рисования, да и та скоро закроется, потому что художнику предложили место поинтереснее.
Дальше.
"Кто у нас звезда школы? Тот, у кого пятёрка по геометрии? Не угадали. Тот, у кого самый крутой телефон. На гаджетах школьники уже совсем сдвинулись. Не учимся, а смартфонами меряемся. И разумеется, чтобы лучше, чем у соседа. А это деньги. И немалые.
В конце учебного года мой выпускной класс собирается ехать в Москву и гулять там в ресторане за космические цены. Я им предлагала устроить отличный праздник в местном кафе, тут все свои, договорились бы. Нет, надо за дорого.
Сколько стоит подготовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ? Не мне вам рассказывать".
Вот тут она меня зацепила.
"Вы-то не бесплатно работаете, а мои учителя и стараться перестали. Знают, что всё равно к вам побегут, к репетиторам".
Говорить, что я не питаюсь формулами сокращённого умножения, а тоже хочу есть и платить за коммунальные услуги, бесполезно. Не первый раз она настойчиво предлагает мне место учителя в школе. И каждый раз, когда я отказываюсь, порицает. Не словесно, не в лоб, но упрёк чувствуется.
Общую идею нашего разговора я уловила:
Бесплатность образования обесценилась, перестала быть благом, приобрела оттенок нищенства и низкого качества.
Бесплатно = никому не нужно. Это "знают" учителя, поэтому не стараются. Это "знают" родители, поэтому не обольщаются. И, само собой, этим пользуются производители всего, что так или иначе связано с детьми, и умело манипулируют нашим "знанием".
Поэтому те, кто действительно старается получить хорошее образование, за него... платят. Хотя можно брать в школе бесплатно! Парадокс!
"Да, парадокс, навязанный рекламой, средствами массовой информации и капитализмом. Всё хорошее, правильное и ценное сегодня крутится вокруг денег, с деньгами, про деньги и из-за денег. Дети сегодня – коммерческий проект, индустрия. Здесь не место бесплатному".
Пожалуй, частично соглашусь с тезисом. Не с тем, что школа должна быть непременно платной, чтобы в неё начали ходить с удовольствием и продуктивно, а с тем, что современная зацикленность на материальном опорочила такую хорошую и гуманистическую суть. Грусть.
А вы? Согласны, что раз бесплатно, то безделица? Приходите и обсудим, товарищи👍