Найти тему
Шахтёр

Езда на транспортёрных лентах в шахте

Сегодня не столько история про шахту, сколько а-ля инструкция. А именно – езда на транспортёрных лентах в шахте. За четыре года на канале скопилось немало историй, связанных с конвейерными линиями. Полагаю, что в комментариях коллеги добавят своих историй.

Конкретно у нас в шахте ленты были тихоходные, с нормальной скоростью и быстроходные. Устанавливали их на горизонтальных штреках и наклонных выработках (уклонах). Все ленты условно можно разделить на две категории – ездовые (на них разрешалось ездить) и неездовые (ездить на них строго запрещено!). А почему условно? Да потому что несмотря на запреты мы ездили на всех лентах. Главное, чтобы расстояние от ленты до кровли позволяла проехать лёжа и ни за что не зацепиться и было место где спрыгнуть с неё на почву.

Моя работа в шахте пришлась на молодые годы. Был я шустрым с отличной реакцией, сайгачил с ленты на ленту только пыль стояла! На тихоходной ленте, если она пустая и позволяли условия, вставал и бежал по ней, чтобы поскорее выйти к «пассажиру» или на-гора. На быстроходных лентах (у нас они были на главном уклоне) никогда не бегали. У неё скорость и так ого-го – цепи, за которые подвешен став, только и мелькают перед глазами. А чтобы ещё и бежать – вверх – не-а! Лучше полежим, отдохнём, в ленту прижмёмся, проедем под концевиком и спрыгнем на выносном барабане. Отмечу: пожилые шахтёры под концевик не ездили, сходили на сходной площадке. А кто-то уклоне предпочитал пешком подниматься по трапу, не рисковали ездить по скоростной ленте. Оно и понятно – сноровки уже нет, реакция не та.

Была у нас в штреке одна длиннющая лента, к тому же ещё и тихоходная. Когда никуда не торопишься, ляжешь на неё, распластаешься и... уснёшь, плавно перекатываясь с ролика на ролик.

С роликами иногда забавно получалось – не всегда, но изредка бывало. Едешь по ленте на полном расслабоне, лёжа на животе, ролики «массируют» по одному месту и так бы ехал и ехал да вставать пора, потому что лента закончилась. В общем, облом. Хоть беги обратно на хвост конвейера и заново на ленту прыгай. Незабываемые оЧуЧения!

Когда лента пустая, ездить по ним было самое то. Но частенько ездили и с углем. А бывало, что здоровенный кусок подвернётся. Сядешь на него как на стульчик и сидишь балдeeшь. По гружёным лентам ходить было не комильфо, ну если только очень-очень торопишься и время поджимает. А как иначе? Ждать тебя «пассажир» не будет, по расписанию сделает ту-ту и тогда придётся пешкодра шпарить до руддвора.

На уклонной ленте, лёжа на угле, под концевик не проедешь – зацепишься и лента остановится. Но подниматься в гору лишние десятки метров было лень, хотелось доехать до выносного барабана. В этом случае мы разгребали уголь до полотна ленты, образно говоря – закапывались в уголь. И тогда свободно проезжали под концевым выключателем.
Но было условие, когда по лентам мы не ездили. Не важно – ездовая лента или неездовая, всё равно не ездили. Такое иногда случалось, когда из обводнённого забоя уголь качался половина с водой. Нырять в жижу никому не хотелось, высота выработки не всегда позволяла ехать по ленте стоя.

На горизонтальных лентах жижа более-менее транспортировалась в русле конвейерного полотна, при условии, если лента не «гуляла» из стороны в сторону. Тогда был швах – жижа стекала на нижнее полотно и ехала обратно в забой, пролетала через отбойник и забивала хвостовой барабан. Слесаря получали втык от механика за кривой стык, а ГРП'шник всю смену наяривал лопатой, вычищая хвост ленты, чтобы он блестел как «фаберже» у кота.

На уклонных лентах швах был полный! Жижа попросту стекала вниз по ленте словно грязевой сель в горах. Не то, чтобы ехать по ленте, рядом с ней идти было экстремально – того и гляди потоки жижи выплеснутся через край ленты. Но, к счастью, такое случалось редко.

Фото: Александр Наумов
Фото: Александр Наумов

В заключение можно ещё упомянуть про двухэтажную ленту. В принципе, все ленты двухэтажные – по верхнему полотну транспортируется груз, нижнее полотно движется холостым ходом в обратном направлении. Но в конкретном случае двухэтажной лентой является тот конвейер, по которому можно ездить и на верхнем полотне – из забоя, и на нижнем – в забой. Расстояние между верхней и нижней лентами увеличенное, что позволяет достаточно комфортно ехать ногами вперёд, лёжа на боку. На высокоскоростных лентах «двухэтажки» не делают!

Когда я только-только пришёл в шахту, практику проходил на участке КТ (конвейерный транспорт). Участок обслуживал высокоскоростную ленту на главном уклоне. В первую (утреннюю) смену обычно проводится плановый ремонт, ленту останавливают. Слесаря, чтобы не идти по трапу вниз, съезжали по ленте на самокатах. Небольшая дощечка под размер задницы, с одного края к ней прибита толстенная палка, на неё с двух сторон набиты подшипники от роликов. Угол падения уклона был внушительный, скорость на самокатах развивали приличную. За неимением опыта я ни разу не ездил на самокатах, пока ещё не рисковал. Через месяц ушёл на свой добычной участок, а там самокат попросту не нужен. Сам не ездил, но хотя бы видел, как другие ездят.

Изображение создано нейросетью Dream by WOMBO в арт-стиле Spectral v2, запрос – «Riding on conveyor belts in a mine». Картинка откадрирована из вертикального формата в горизонтальный.
Изображение создано нейросетью Dream by WOMBO в арт-стиле Spectral v2, запрос – «Riding on conveyor belts in a mine». Картинка откадрирована из вертикального формата в горизонтальный.