Найти тему
Chungurova Tatiana

Константин Сомов, маркизы, радуги и не только...

А мы сейчас с вами будем картинки рассматривать!)

Когда я попала на выставку работ К.Сомова в Одесском Художественном музее, то никогда не думала, что буду делать эту публикацию. Поэтому фотографии так себе - для домашнего пользования.

Но вот, недавно, перебирая старые фото, я нашла эту папку и решила, что грех добру пропадать.

Тут мало слов, много фото.

Так как выставка была осенью 2019 года, то слова экскурсовода (кстати, он был великолепен и показал нам много уникальных материалов, надо было на диктофон его записать!) уже не так живо звучат в памяти. Но все же сейчас фотографии сохраннее в интернете, чем дома , поэтому оставляю их здесь. Мне бы не хотелось их потерять, хотя бы потому, что предыдущая выставка была в начале 80-х, когда я была еще совсем ребенком, но на выставку все же попала...

Итак, октябрь 2019 год, улица Софиевская , Одесса.

Наш Художественный Музей расположен в бывшем дворце графа Потоцкого, который был построен для его любимой жены Софии, гречанки, бывшей рабыне, выкупленной из турецкого рабства в возрасте тринадцати лет. Ради нее же влюбленный граф построил чудо садово-паркового дизайна - Уманский парк, в котором были все по многу раз - мои дети, муж, родители - кроме меня(((...

Так как я ни разу не догадалась сфотографировать дворец, то фото из интернета
Так как я ни разу не догадалась сфотографировать дворец, то фото из интернета

У правого крыла поставили очаровательную композицию. Именно так я и рассматривала экспонаты той выставки.

-2
-3

А у входа нас встречали привратники - очень упитанные и очень милые.

-4
-5

Сначала в двух словах расскажу, как музей стал обладателем такой поистине бесценной коллекции.

Был у нас такой многосторонний человек Михаил Васильевич Брайкевич, потомственный дворянин, меценат, инженер, общественный деятель, бывший городским головой в 1917-1918 годах. Он был не только завзятым коллекционером (лучшая коллекция живописи и графики "Серебряного века), а еще и другом К. Сомова, который с Одессой связан не был.

Насколько я помню, Брайкевич обменял свое собрание работ Сомова на возможность покинуть страну беспрепятственно с двумя дочерьми, когда дела пошли совсем плохо (по его собственным словам "когда над городом витал призрак кровавой бойни"). Таким образом в 1920 году он оказывается в Лондоне.

"Коллекция к тому времени насчитывала более 100 картин: работы В. Серова, З. Серебряковой, М. Врубеля и 80 работ К. Сомова. В 1921 г. картины были переданы в Одесский художественный музей и являются гордостью его русской коллекции".

Заграницей Брайкевич не унывал. Он состоялся и профессионально и художественно, и снова собрал впечатляющую коллекцию живописи, оставив ее в дар Оксфордскому музею Эшмола (Ashmolean Museum of Art and Archaeology).

Там же - за рубежом- Брайкевич так близко сдружился с Сомовым, что тот назвал его своим душеприказчиком.

Перед вами Брайкевич и его дочь. Художник- К. Сомов

-6
-7
-8
-9

Теперь пару слов о К. Сомове. Его биография некоторыми моментами напоминает мне биографию Меркьюри (не смейтесь!) Насколько я поняла, работам Сомова было бы самое место в коллекции Меркьюри.

  • Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного.
  • Остроумова-Лебедева А.

К. Сомов (1869-1939), один из основателей общества "Мир Искусства". Потрясающий художник, у нас малоизвестный. Но, судя по сведениям в википедии, в 2006 году его картина "Русская пастораль" была продана на аукционе Christie's за 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов, а в 2007 его картина "Радуга" побила этот рекорд - 3 миллиона 716 тысяч фунтов стерлингов.

Я обещала мало слов. Поэтому перейдем к моим фотографиям. К сожалению, с фотографией автопортрета К. Сомова в костюме маркизы я совсем оплошала. Там освещение было такое неудобное - никак нельзя было избежать отражение в стекле картин! Но что есть, то есть...

-10
И так понятно, что перед нами С. Рахманинов
И так понятно, что перед нами С. Рахманинов

-12

А это портрет единственной женщины,которую Сомов любил. Она тоже была весьма противоречивой личностью. Так что и в этом я усматриваю параллели. На этот портрет было совершенно варварское нападение. Его изрезали ножом, и лишь благодаря усилиям реставраторов, мы можем сейчас смотреть на Евгению Матвеевну Боголюбову. Или она на нас. Если присмотреться, видны места, где портрет был искромсан психически ненормальным человеком.

-13
-14

Кстати, это она же - Е. М Боголюбова.

-15

А теперь к маркизам, маркизам и еще раз маркизам. У меня есть склонность рассматривать детали. А так как фото делались для меня, любимой, поэтому деталей здесь много. Фарфоровые статуэтки маркиз по эскизам Сомова. По-моему, 20-е годы XX века.

-16

-17
-18
-19

Меня всегда потрясают летящие росчерки карандаша - мне кажется, я прямо вижу руку художника. Я так рассматривала и исподтишка фотографировала эскизы А. Мухи в Праге. А оказывается, у меня еще и Сомов лежит. Я в своем репертуаре!

-20
В этом эскизе чувствуется прям что-то венецианское! Дивной красоты работа!
В этом эскизе чувствуется прям что-то венецианское! Дивной красоты работа!

Ну и пожалуй, одна из самых известных картин Сомова "Пьеро и дама" 1910 год. Мои фотографии - ужасны частично из-за того, что сделать фото без того, чтобы в стекле отразилась подсветка, было практически невозможно. И все же!

-22
-23
-24
-25

Так как мои фото не очень, я подгружаю здесь фотографию той же картины из интернета. Не уверена, что качество лучше, зато без бликов.

-26

А тут какие-то злодеи похищают маркизу, может быть с ее согласия. Как думаете?

-27
-28

В отдельной комнате без доступа дневного света при специальном освещении были выставлены акварели из "Книги маркизы" и сам экземпляр книги, когда-то принадлежавший Брайкевичу. Около 60 иллюстраций были раскрашены Сомовым, но значительная их часть пропала во время оккупации Одессы румынами.

"Книга маркизы" -наивысшее достижение Сомова в области художественной графики. А вот фотографиям моим остается пожелать лучшего. Но, честно говоря, в интернете фотографии не лучше.

У меня здесь есть мои фавориты, которые я помню еще с начала 80-х. Удивительно, но, вероятно, подростковое сознание было ошарашено такими вольностями.

-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
Это моя любимая! Угадайте, кто счастливый отец?
Это моя любимая! Угадайте, кто счастливый отец?
-44
-45
-46
-47
-48
-49

И сама книга, которая хранилась в особом алькове, за красными портьерами. Проходили мы туда по одному- по двое.

-50
-51

И напоследок "Радуга", не та, что была продана на аукционе, разумеется. Мотив радуги неоднократно повторялся в работах Сомова. И, конечно же, это не было связано в тем, с чем подумали молодые люди, которые задали экскурсоводу любопытный вопрос. Иногда радуга - это просто радуга!

Из интернета
Из интернета

На этом мои фотографии закончились. Но, надеюсь, начался ваш интерес к творчеству К. Сомова.

Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня

Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613