А мы сейчас с вами будем картинки рассматривать!)
Когда я попала на выставку работ К.Сомова в Одесском Художественном музее, то никогда не думала, что буду делать эту публикацию. Поэтому фотографии так себе - для домашнего пользования.
Но вот, недавно, перебирая старые фото, я нашла эту папку и решила, что грех добру пропадать.
Тут мало слов, много фото.
Так как выставка была осенью 2019 года, то слова экскурсовода (кстати, он был великолепен и показал нам много уникальных материалов, надо было на диктофон его записать!) уже не так живо звучат в памяти. Но все же сейчас фотографии сохраннее в интернете, чем дома , поэтому оставляю их здесь. Мне бы не хотелось их потерять, хотя бы потому, что предыдущая выставка была в начале 80-х, когда я была еще совсем ребенком, но на выставку все же попала...
Итак, октябрь 2019 год, улица Софиевская , Одесса.
Наш Художественный Музей расположен в бывшем дворце графа Потоцкого, который был построен для его любимой жены Софии, гречанки, бывшей рабыне, выкупленной из турецкого рабства в возрасте тринадцати лет. Ради нее же влюбленный граф построил чудо садово-паркового дизайна - Уманский парк, в котором были все по многу раз - мои дети, муж, родители - кроме меня(((...
У правого крыла поставили очаровательную композицию. Именно так я и рассматривала экспонаты той выставки.
А у входа нас встречали привратники - очень упитанные и очень милые.
Сначала в двух словах расскажу, как музей стал обладателем такой поистине бесценной коллекции.
Был у нас такой многосторонний человек Михаил Васильевич Брайкевич, потомственный дворянин, меценат, инженер, общественный деятель, бывший городским головой в 1917-1918 годах. Он был не только завзятым коллекционером (лучшая коллекция живописи и графики "Серебряного века), а еще и другом К. Сомова, который с Одессой связан не был.
Насколько я помню, Брайкевич обменял свое собрание работ Сомова на возможность покинуть страну беспрепятственно с двумя дочерьми, когда дела пошли совсем плохо (по его собственным словам "когда над городом витал призрак кровавой бойни"). Таким образом в 1920 году он оказывается в Лондоне.
"Коллекция к тому времени насчитывала более 100 картин: работы В. Серова, З. Серебряковой, М. Врубеля и 80 работ К. Сомова. В 1921 г. картины были переданы в Одесский художественный музей и являются гордостью его русской коллекции".
Заграницей Брайкевич не унывал. Он состоялся и профессионально и художественно, и снова собрал впечатляющую коллекцию живописи, оставив ее в дар Оксфордскому музею Эшмола (Ashmolean Museum of Art and Archaeology).
Там же - за рубежом- Брайкевич так близко сдружился с Сомовым, что тот назвал его своим душеприказчиком.
Перед вами Брайкевич и его дочь. Художник- К. Сомов
Теперь пару слов о К. Сомове. Его биография некоторыми моментами напоминает мне биографию Меркьюри (не смейтесь!) Насколько я поняла, работам Сомова было бы самое место в коллекции Меркьюри.
- Впечатление необыкновенной изысканности в сочетании красок, большой свежести и тонкости и в то же время чего-то болезненного.
- Остроумова-Лебедева А.
К. Сомов (1869-1939), один из основателей общества "Мир Искусства". Потрясающий художник, у нас малоизвестный. Но, судя по сведениям в википедии, в 2006 году его картина "Русская пастораль" была продана на аукционе Christie's за 2 миллиона 400 тысяч фунтов стерлингов, а в 2007 его картина "Радуга" побила этот рекорд - 3 миллиона 716 тысяч фунтов стерлингов.
Я обещала мало слов. Поэтому перейдем к моим фотографиям. К сожалению, с фотографией автопортрета К. Сомова в костюме маркизы я совсем оплошала. Там освещение было такое неудобное - никак нельзя было избежать отражение в стекле картин! Но что есть, то есть...
А это портрет единственной женщины,которую Сомов любил. Она тоже была весьма противоречивой личностью. Так что и в этом я усматриваю параллели. На этот портрет было совершенно варварское нападение. Его изрезали ножом, и лишь благодаря усилиям реставраторов, мы можем сейчас смотреть на Евгению Матвеевну Боголюбову. Или она на нас. Если присмотреться, видны места, где портрет был искромсан психически ненормальным человеком.
Кстати, это она же - Е. М Боголюбова.
А теперь к маркизам, маркизам и еще раз маркизам. У меня есть склонность рассматривать детали. А так как фото делались для меня, любимой, поэтому деталей здесь много. Фарфоровые статуэтки маркиз по эскизам Сомова. По-моему, 20-е годы XX века.
Меня всегда потрясают летящие росчерки карандаша - мне кажется, я прямо вижу руку художника. Я так рассматривала и исподтишка фотографировала эскизы А. Мухи в Праге. А оказывается, у меня еще и Сомов лежит. Я в своем репертуаре!
Ну и пожалуй, одна из самых известных картин Сомова "Пьеро и дама" 1910 год. Мои фотографии - ужасны частично из-за того, что сделать фото без того, чтобы в стекле отразилась подсветка, было практически невозможно. И все же!
Так как мои фото не очень, я подгружаю здесь фотографию той же картины из интернета. Не уверена, что качество лучше, зато без бликов.
А тут какие-то злодеи похищают маркизу, может быть с ее согласия. Как думаете?
В отдельной комнате без доступа дневного света при специальном освещении были выставлены акварели из "Книги маркизы" и сам экземпляр книги, когда-то принадлежавший Брайкевичу. Около 60 иллюстраций были раскрашены Сомовым, но значительная их часть пропала во время оккупации Одессы румынами.
"Книга маркизы" -наивысшее достижение Сомова в области художественной графики. А вот фотографиям моим остается пожелать лучшего. Но, честно говоря, в интернете фотографии не лучше.
У меня здесь есть мои фавориты, которые я помню еще с начала 80-х. Удивительно, но, вероятно, подростковое сознание было ошарашено такими вольностями.
И сама книга, которая хранилась в особом алькове, за красными портьерами. Проходили мы туда по одному- по двое.
И напоследок "Радуга", не та, что была продана на аукционе, разумеется. Мотив радуги неоднократно повторялся в работах Сомова. И, конечно же, это не было связано в тем, с чем подумали молодые люди, которые задали экскурсоводу любопытный вопрос. Иногда радуга - это просто радуга!
На этом мои фотографии закончились. Но, надеюсь, начался ваш интерес к творчеству К. Сомова.
Если вам нравится мой канал, если вам интересно и время, проведенное за чтением, прошло не зря, вы можете поддержать меня
Поддержка канала Сбербанк 4279 3806 2812 9613