Найти тему

Кто они - шатняки и колдаи? Версии.

Как правило, большое внимание изучению истории крупных городов или промышленных центров. Не все, даже уездные, центры могут похвастаться своей богатой историей, порой насчитывающей сотни лет. Причин этому множество и в первую очередь - недоступность архивных документов.

Совсем недавно вновь обратился к постановлению Правительства Саратовской области от 29 октября 2015 года № 545-П «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области», которое последний раз уточнялось 27 января 2023 года и был удивлён тем, что как и прежде даты образования населённых пунктов в нём живут отдельной, неизвестно откуда взятой, жизнью. Когда отсутствует документальное подтверждение даты, с этим ещё можно согласиться. Но когда есть сведения, полученные краеведами-любителями и получены они из достоверных источников – ревизских сказок, приходиться только развести руками.

Заинтересовала дата основания села Усть-Щербедино Балашовского уезда. В выше упомянутом постановлении указан год образования – 1694. Да, конец 17-го века, дата привлекательная во всех отношениях. Вот только несколько лет назад В. Атапин, краевед-любитель, убедительно доказал, что село было основано между 2-й и 3-й ревизиями и написал, что 3-я ревизия была первой в истории села. Об этом же написано и материале «Два села с общей историей» (https://dzen.ru/media/id/5f8b2ebe6541fa316b7a6ec7/dva-sela-s-obscei-istoriei-5fcd1524788eda75c782f08b), опубликованном 2,5 года назад. Вопросов осталось много.

В любом справочнике по истории Балашовского уезда можно прочесть, что населённые пункты Репное, Лопатино, Козловка (теперь это часть города Балашова), Большой Мелик, Мордовский Карай, Малая Грязнуха, выселок Мачи, хутор Ежовка основаны мордвой. Если верить тому же постановлению правительства Саратовской области, то большинство из них основаны всё в том же 17 веке. Причем Мордовский Карай аж в 1622 году, Большой Мелик – 1698. В эти же годы появились Бобылевка – 1690, Усть- Щербедино – 1694, которые не показаны мордовскими сёлами. Почему?

-2

В. Атапин пишет, что первое население посёлка Усть-Щербедино переселилось на правый берег Карая из цнинских деревень и сёл и приводит их перечень, приведённый ниже. Главное, что эти сведения подтверждены документами Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Да и собственно, и он же высказывает версию о мордовских корнях своих предков.

Это предположение нашло своё неожиданное подтверждение в диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Напольниковой Полины Константиновны «Цнинская мордва. Вхождение в состав Московского государства в XVI – первой четверти XVII века.» В этой работе упоминаются сёла Карели, Сокольниково и Питерские, откуда пришли первопоселенцы на Карай. Эти населённые пункты располагались в местах, где проживали русские, цнинская мордва, мещера, татары. Время их основания относится к концу XVI века. Жители этих населённых пунктов относились к разряду дворцовых или удельных крестьян.

Название «Сокольники» населенный пункт мог получить только в случае проживания в нем крестьян, несших тягло в виде обязанности поставлять для княжеского либо царского двора соколов для охоты. Соколиный промысел в XV-XVI в. в Московском государстве был организован на оброчном начале, сокольники считались государевыми оброчниками и по своему положению отличались от остальных крестьян тем, что обязаны были лишь незначительным оброком в пользу казны. Подобные населенные пункты специально основывались и заселялись в местах ловли птицы на основании жалованных грамот дворцовым оброчным сокольникам.

Питерские обязано своим названием сохранившемуся традиционному мордовского напитка на основе меда – пуре. Возможно, что оброчные люди изготовляли и поставляли ко двору питеру – хмельной напиток на основе пуре.

Корели – по всей видимости, была основана и заселена ремесленниками, производившими деревянную посуду («корельный» - сделанный, выдолбленный из корня дерева, деревянный).

-3

П.К. Напольникова считает, что вышеназванные сёла Карели, Сокольниково и Питерские в начале XVI века имели значительную часть мордовского населения. По её сведениям, деревни Верхоценской волости в этническом плане были относительно однородны. Мордва преобладала практически во всех населенных пунктах, и составляла на тот момент около 70% от всего населения «верхних» деревень.

Если принять во внимание, что «барские» крестьяне (крепостные) до конца XIX века не имели фамилий, то установление национальности поселенцев практически равно нулю. А вот удельные крестьяне в отличии от них указаны в 3-й ревизии с фамилиями, дошедшими до наших дней. Наверное, поэтому село Усть-Щербедино никто не считал мордовским или полумордовским селом.

Позволю себе порассуждать о самоназваниях щербединцев – шатняки и колдаи, версию их происхождения. На картах XIX века Усть-Щербедино показано как Шетнёвка. В обиходе – Шатнёвка, а её жители – шатняки, колдаи.

Отличительной особенностью жителей этих сёл 50-70 лет назад было употребление слов, в которых делалось ударение на гласных буквах "А" и " Я". Например, слова мЕшок произносилось мЯшок, пЕшком – пЯшком и т.д.. Например, разговорное предложение: «Ой, МанькЯ, чАво ты мне гАваришь?". Эти слова являются особенностью рязанского говора. Многие рязанские слова, как считает Анна Мит в своей работе «Собственный словарь. Рязанские диалектизмы», перекочевали к соседям и стали уже диалектизмами Балашовского уезда: упакойник, ребятенок, свякровья (свякры), буробить, рассусоливать (размусоливать), агрызаться, будя, мухортиться, сигать, ополоумить, волглый, омежной" (амежной, имижной).

Эти обороты речи просуществовали как минимум 200 лет и возможно существуют и поныне, конечно не в таких масштабах как раньше. Чего нельзя сказать о жителях села Рязанки (ныне Турковский район), вроде бы основанного выходцами из Рязанской губернии.

С большой долей вероятности, что шатняками себя называли выходцы из г. Шацка, пришедшие в цнинские деревни и сёла, а потом переселившиеся на Карай. Приходилось слышать рассказы о том, что старые жители этих сёл порой разговаривали между собой на непонятном наречии. Возможно, использовались слова из мещерского и мордовского наречия.

-4

Другое самоназвание «Ка(о)лда'й» многие связывают (по словарю В.Даля) с местным тамбовским обозначением кистеня, на'вязеня; палки с корневищем, коковкой. Такие дубины применялись для того, чтобы разбивать большие комья земли, образовавшиеся при вспашке чернозема плугом. В экстренных случаях калдай мог послужить и неплохим оружием. Цнинская мордва много занималась освоением новых земель и этот предмет мог использоваться для разбивания больших комьев земли. Это один из вариантов.

Предлагаю рассмотреть ещё один вариант, который может быть связан со словом «калда», которое означает «скотный двор, баз, базок, летнее стойло, загородь для скота». Известно, что мордва, кроме земледелия и бортничества (пчеловодства), успешно занималась скотоводством. Обширные земли по правому берегу Карая, давала большие возможности выращивать скот на ближних и дальних землях общества. Слово «колдай» могло означать принадлежность цнинской мордвы и к одной из её групп или общин.

Изучение времени заселения, истоков, откуда пришли сюда первопоселенцы помогут разгадать многие тайны, сокрытые веками. Всегда говорил, что основание деревень и сёл в XVII веке (особенно в начале) весьма спорно, так земли будущего Балашовского уезда находились недалеко от Ногайской дороги, по которой кубанские татары не раз совершали опустошительные набеги на окраинные города.

Спасибо за прочтение. Подписывайтесь на канал.

Пишите комментарии, пожелания. До новых встреч.