Проблемы, тревожащие Орёл, едва ли многим отличны от проблем прочих городов, не входящих в основные туристические маршруты. Иной вопрос - а, собственно, почему Орёл в это число не входит? Ведь он - целая страница русской литературы. Проезжаешь на "Ласточке" Мценск - сразу вспоминается "Леди Макбет Мценского уезда".
Тургенев, Лесков, Фет... Это только самые заметные имена. Да и Тула, строго говоря, по той же чугунке. Музей Тургенева произвел сильное впечатление, за что превеликая благодарность Антону Бушунову (Эрасту Федоровичу по пьесе).
Успела я и забежать в музей писателей-орловцев, но музей Тургенева много богаче. Музей Лескова, увы, на ремонте.
Для меня важный нюанс. Перед премьерой, на кафедре филологии, проглядела книгу местного писателя-эссеиста Владимира Ермакова "Филин на развалинах". И тут же наткнулась на позицию автора относительно памятника Ивану Грозному. Прежде всего там прозвучало: а нас-то спросили? То есть - творческую интеллигенцию города исторических литературных традиций. Неймется осчастливить еще одним памятником - так ставили бы Леониду Андрееву.
Что же, как я и думала: весь этот десант кургинянов-прохановых-задолстановых прилетал отнюдь не по желанию орловцев.
И еще о сталинистах. Из разговоров: орловцы какое-то время назад еле отбились от памятника Джугашвили. Но Господь уберег.
Студенческой молодежи в городе много, и молодежи этой повезло учиться в таком литературном пространстве. Атмосфера здоровая, дышать легко. Люди действительно много ходят в музеи и театры, пишут стихи - да-да.
Очень правильно прошла и встреча с читателями в Государственной библиотеке имени Ивана Бунина. Юная журналистка (собственно это оказался ее дебют в роли интервьюера) сделала лихой ход конём: ни разу не произнесла названия "Мечеть Парижской Богоматери", рассудив, что "об этом все спрашивают". И мы превосходно без этого обошлись. Мне ведь тоже надо иногда отдыхать от некоторых тем. Говорили о "Колдовском ребенке", о ранних книгах, просто о литературе и истории.
Так что - неделя длилась словно бы и месяц. Душа немножко отдохнула от злобы дня. Злоба ведь нынче ох, какая злая. Но пора к ней возвращаться.