Он был родом из деревни, но не из тех, кто умел и любил работать, а из тех, кто умел пристраиваться. На войну ушёл, как и все, но особо не геройствовал а дослужился до офицерской должности в снабжении. С сослуживцами почти не контактировал, зато оставался крайне исполнительным для начальства.
После войны по протекции генерала Серова, под началом которого Попов Пётр Семёнович долгое время служил, поступил в Военно-дипломатическую академию.
С 1951 года выехал на стажировку в нашу легальную резидентуру в Вене. Но уже через год Попов больше интересовался юной австрийкой Эмилией Коханек, мало интересуясь работой. Тайные встречи будоражили кровь, но всё больше осложняли дела. Деньги теперь требовались не только на помощь семье и детям, но и на красивую жизнь. Также нужно было всё скрывать от сослуживцев.
В первый день 1953 года офицер ГРУ решил круто поменять свою жизнь. Через вице-консула США в Вене он вышел на контакты с ЦРУ и предложил свои услуги.
Это была первая удача американцев в вербовке сотрудника советской спецслужбы. Разумеется, Попова снабдили деньгами. В советском отделе ЦРУ для работы лично с ним было выделено отдельное подразделение.
Куратором его в Австрии стал Дж. Кайзвальтер, выступавший под фамилией Гроссман. Он наладил с Поповым отношения в стиле «дружеских попоек», в ходе которых узнавал немало интересного.
Благодаря предателю ЦРУ теперь знало всю информацию о сотрудниках ГРУ в Австрии и их работе. Затем такую же передачу информации Попов наладил по Восточной Германии. Западные спецслужбы заявляли, что только в первые 2 года новый информатор сдал им 400 советских агентов в Европе и Соединённых Штатах.
Заранее начали готовить связь с Поповым на случай перевода в Москву. Но он ещё некоторое время проработал в немецком Шверине, не забывая получать деньги за очередную информацию для американской разведки. Только теперь связными были сначала немка Инга, затем непосредственный агент ЦРУ Радке.
С 1957 года Попов снова стал встречаться со своим американским куратором. Тот уже выступал под фамилией Шарнхорст. Теперь на каждой встрече агент стал отвечать на массу вопросов, которые американец заранее выписывал в блокнот и задавал один за другим. Чтобы агент был всегда на связи, ему выдали всё необходимое: блокноты шифровки и дешифровки, средства тайнописи, способы и планы радиосвязи. Указали, кто будет связником в Москве. Ещё раз уверили, что в случае опасности он немедленно будет переправлен в Штаты и финансово обеспечен.
В 1958 году по работе Пётр Семёнович переправляет в Штаты молодую разведчицу Тайрову и тут же «сливает» её в ЦРУ. Американцы дают приказ ФБР установить слежку. Разведчица её засекает и возвращается в Москву. В Центре пытаются разобраться в причинах произошедшего. Попов всё сваливает на Тайрову, и верят ему. «Крот» остаётся в ГРУ.
В конце декабря 1958 года предатель назначает встречу американскому атташе в одном из московских театров, но не приходит. В беспокойстве цэрэушники делают решающую ошибку – представитель Госдепа отправляет письмо на домашний адрес Попова. Просматривая передвижения западных дипломатов, КГБ фиксируют, что один из них опускает письмо в обычный почтовый ящик. Его письмо изымают. И оказывается, что американец отправляет послание сотруднику ГРУ.
Естественно, что за Поповым устанавливают слежку. Фиксируют его встречи с американским атташе. 18 февраля он в очередной раз ожидает связника у касс Ленинградского вокзала в Москве. Здесь его берут с поличным. Изымают компромат. После обыска в доме находятся шифры, средства тайнописи, американские инструкции и готовое сообщение Попова для американцев.
Американского «крота» тут же берут под арест. КГБ предлагает ему работать с американцами под руководством чекистов. Он соглашается, но на встрече показывает американскому атташе Ланжелли, что их слушают. Того задерживают, хотя вскоре отпускают из-за дипломатической неприкосновенности и выдворяют из страны.
В январе следующего года проходит Военная коллегия Верховного суда СССР. Предатель Родины Пётр Семёнович Попов получает заслуженный приговор – высшую меру наказания. Конфискуется также всё имущество. Так закончил свои дни первый «крот» в советских спецслужбах.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.