Итак, мы уже писали о том, что «Богатырь» — это головной бронепалубный крейсер, основоположник самой большой (по памяти) серии крейсеров, построенных для Российского императорского флота в начале XX века. В российском флоте они классифицировались как крейсера 1-го ранга. Проект разработан (вне конкурса) немецкой компанией «Вулкан», которая и построила головной крейсер — «Богатырь».
После русско-японской войны крейсер вернулся на Балтику. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию. В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.
26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе. Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству. Это сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии и оказало впоследствии значительное влияние как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом. Во время войны прошёл модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии со 152-мм орудий в 45 калибров длиной системы Канэ на шестнадцать 130-мм орудий Обуховского завода в 55 калибров длиной. Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота. В 1922 году в связи с плохим техническим состоянием, был разобран на металл.
Ещё три крейсера были построены в России силами отечественной промышленности — «Олег», «Кагул», «Очаков» (о печальной судьбе «Витязя» мы уже писали).
Нет, это не броненосный японский «Якумо» (который называют прототипом «Богатыря»). Компоновка похожа, но это корабль совсем другого класса. Это легкий крейсер, имеющий только карапасную палубу и броневую защиту основных, жизненно важных узлов. Бортовой брони, как у «Якумо», у него нет, водоизмещение его тоже 6,7 тыс. т., а не 10,2, как у «Якумо». Главный калибр 6-дюймов, а не восемь, но, при этом, скорость «Богатыря» 23,5 узла, а не 20.
Правда, что касается скорости, тут такое дело… Если вы заправили «Порш» 76-м бензином, то… (это к вопросу о скорости японских крейсеров английской постройки) Да, если вместо малодымного и высококалорийного кардиффа корабли «кормить» китайским углем, то и результат будет на лицо (и не нужно гнать на англичан). Что касается «Богатыря», то здесь история интересная. На мерной миле он (вроде бы как) дал 23,55 узлов. А, потом… (ладно, об этом чуть позже).
Встречал самые разные оценки этого проекта. Давайте подходить объективно. Это типичный крейсер, легкий охотник за слабовооруженной добычей, это «хищник-падальщик» «улетающий» от более сильного соперника. Это не корабль эскадренного боя. Вполне приличный бронепалубный крейсер, с башенной артиллерией главного калибра. И, вот здесь самая главная нестыковка: башни нам на корабле этого типа… зачем?
Изначально, на нем тоже планировали ставить 203-мм. Вариант еще более нелогичный. Об этом варианте говорили: «голый, но в перчатках и с огромной дубиной»). Отказ от 203-мм орудий часто критикуется специалистами. Совершенно напрасно. Если посчитать вес снарядов, выпускаемых в единицу времени, то скорострельная шестидюймовая пушка делала почти вдвое больше выстрелов, что частично компенсировало меньший калибр.
Обычно пишут о том, что корабль имел три типа артиллерии: казематную (4 орудия), щитовую (4 орудия) и башенную (4 орудия). Мол, это создавало какие-то проблемы управления огнем. В реальности (при том уровне управления огнем) проблем не возникало. Проблема была в вентиляции башен и выбросе гильз из башни. Нет, то, что расчеты 4 орудий были прикрытыми башнями, это хорошо (но, как показала практика, для крейсера, это избыточно). Все ж лучше, чем «голые» шестидюймовки «Варяга». Прикрыты были элеваторы (тоже неплохо), но, зачем? С элеваторами была маленькая неувязочка: они поднимали только «короткие» (с длиной 2,8 калибра) снаряды 1895 года. Их потом переделывали.
С другой стороны, контрактная стоимость крейсера без вооружения - 8,2 млн. германских марок или 3,78 млн. рублей. Полная стоимость с вооружением - 5,0 млн. руб. (приведена в книге В.Я.Крестьянинов, С.В.Молодцов). По другим оценкам даже 5,5 млн (пусть будет так), но если учитывать, что «Аврора» стоила 6,4 млн (Л.Л.Поленов, "Крейсер "Аврора"), закрадываются смутные подозрения в том, не просто так «Аврора» стрельнула (шутю!).
С другой стороны, злые языки говорят, что и с приемкой «Богатыря» не все было в порядке, и не просто так, построенный у нас «Олег» выдавал только 20 узлов (а, не 23) и мощность его машин оказалась не 19,5 тыс., а, всего 17.
Объективно говоря, у некоторых наших кораблей винт был… не оптимальным. Поясню: есть «легкий» и есть «тяжелый» винт. Модели таскали в бассейне, чтобы получить сопротивление воды движению судна (пересчитав с модели на реальный корабль). Точно так же «крутили» винты, чтобы получить шаг и упор винта. Зачем? Чтобы подобрать винт к двигателю (причем, в идеале, с учетом судовых обводов, но это уже сложнее). Есть такое понятие: «винтовая характеристика», и есть понятие диаграммы работы двигателя (в т.ч. паровой машины). Есть частота вращения вала двигателя, при которой он выдает максимальную мощность. Винт нужно подобрать так, чтобы он соответствовал двигателю, и позволял ему выдать максимум мощности. В упрощенном виде:
«Тяжелый» винт это винт, имеющий слишком большой шаг, он не позволяет двигателю быстро раскрутиться до оптимальных оборотов (примерно, как если вы пускаете машину «внатяг», воткнув слишком высокую передачу). Для паровой машины, это чуть лучше, ибо поршневая паровая машина способна длительно выдерживать высокие перегрузки (до 100 %), (на что турбины и ДВС неспособны). Недостатком «тяжелого» винта является то, что применение такого винта создает повышенную нагрузку на двигатель, тем самым сокращая его срок службы.
«Легкий» винт – винт, имеющий слишком малый шаг. Винт не позволяет «снять» всю мощность с машины. Он крутится (частично) вхолостую.
Так вот, ощущение такое, что на «Олег» поставили слишком «легкий» винт. С другой стороны, его винт был таким же, как на «Богатыре». Тогда вопрос: а, как «Богатырь» выдал 23 узла? (Естественно, если немцами не был установлен «денежный ускоритель»). Ответа на этот вопрос я не знаю. Знаю только, что на «черноморцах» винты были другие. Правда, их тоже принимали «через пень-колоду».
Я написал о «невезучих» «Богатырях». О самом «Богатыре», посидевшем на камнях, и о «Витязе», сгоревшем в зародыше мы уже писали.
«Олег» строило Новое Адмиралтейство (Санкт-Петербург, строитель — старший судостроитель А. И. Мустафин.). Он получился самым тяжелым (8,2 тыс. т.). Почему? Пока не «шерстил» его весовую нагрузку. И по цене он вышел дороже, чем у немцев. 6,8 млн рублей. Почему? (Даже комментировать не буду)
Во время Русско-Японской войны крейсер «Олег», в составе Второй Тихоокеанской эскадры, совершил трудное плавание из Кронштадта к берегам Японии. Крейсер возглавлял так называемый «отряд догоняющих судов» Добротворского, который пройдя по Средиземному морю и Суэцкому каналу присоединился к основным силам адмирала Рожественского на о. Мадагаскар. Только что спущенное на воду судно, имело много недоделок, вначале постоянно ломались машины. Вроде бы как, он потом, все же выдал 23 узла (но, это не точно). Почему-то пишуть о 20 узлах.
Потеряв после Цусимы из вида остатки эскадры, «Олег», «Аврора» и примкнувший к ним крейсер «Жемчуг» решили идти в нейтральный порт — Манилу, где и были интернированы. Интересно было бы глянуть на ремонтную ведомость при ремонте в Маниле. Вроде бы как даже машины имели повреждения (но это не точно). В любом случае, использовали его не совсем по назначению. Он строился, как дальний разведчик. Использовать его «в линии»… ну так себе решение. («Плохой плеер «Сони», им неудобно гвозди забивать»).
Потом он вернулся на Балтику. С 29 декабря 1907 года состоял в гвардейском экипаже. Прошел капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1911 гг. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге. В период первой мировой войны участвовал в набеговых и минно-заградительных операциях на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен на 16 130-мм орудий, были установлены новые приборы управления артиллерийским огнем, для чего переделали боевую рубку. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 5 по 10 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. С 27 по 29 ноября 1918 года обеспечивал высадку десанта в Нарвенском заливе, с 13 по 16 июня 1919 года обстреливал форт “Красная Горка”, входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей).
18 июня 1919 года крейсер во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе был потоплен английским торпедным катером CMB 4 под командованием лейтенанта А. Эгара. Торпедный катер выпустил торпеду, которая попала в крейсер в левый борт в районе кочегарки.. В 1919 году часть 130-мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты. В 1938 году был поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан “Главвторчермету” для разборки.
О построенном в Севастополе «Очакове», который был расстрелян севастопольскими береговыми батареями и казачьими трехдюймовками с берега, мы уже писали. Его ремонтную ведомость я смотрел. Парадокс заключался в том, что казачьи полевые трехдюймовки нанесли ему больше ущерба, чем тяжелая крепостная артиллерия или снаряды «Ростислава». Тема эта очень сильно искажаемая, мы к ней вернемся потом.
25 марта 1907 г. — переименован в «Кагул» (входивший в состав Черноморского флота крейсер «Кагул» одновременно переименован в «Память Меркурия»). Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту; артиллерия главного калибра заменена на 16 — 130-мм, образца 1913 года (щитовые). 31 марта 1917 года восстановлено старое название — «Очаков». В 1917 году на нем завершился капитальный ремонт. Он получил новую артиллерию: четырнадцать 130/55-мм пушек, две 75/50-мм пушки Кане, переделанные для зенитной стрельбы, и два 40-мм зенитных автомата Виккерса.
1 мая 1918 года захвачен немцами и включён в состав ВМС Германии на Чёрном море. Немцы в 1918 году сделали крейсер плавбазой водолазной партии, работавшей по подъёму линкора «Императрица Мария». 24 ноября 1918 года захвачен англо-французскими войсками. При отступлении войск Антанты в апреле 1919 года избежал увода и затопления. Зачислен в состав морских сил Юга России.
На 18 июня 1919 года было назначено наступление войск ВСЮР на Ак-Монайской позиции на Керченском полуострове. Утром 18 крейсер «Кагул» должен был высадить в тылу у красных у местечка Коктебель армейский десант, в задачу которого входил захват дорог, ведущих из Феодосии в глубь Крыма. Командовал десантом генерал-майор Я. А. Слащёв. Ночью крейсер принял на борт 160 человек десанта из состава 52-го Виленского полка при десяти пулемётах. Рано утром «Кагул» в сопровождении английского миноносца подошёл к Коктебелю и с помощью буксира «Дельфин» высадил десант. Не встретив сопротивления, десант двинулся вперёд и занял поселок Насипкой (ныне Насыпное). После этого «Кагул» с дистанции 17 км сделал 20 выстрелов по Старому Крыму, где находились резервы красных. Кроме того, имея телефонную связь с начальником десанта, крейсер по его указанию оказал десанту огневую поддержку, выпустив 67 фугасных и 4 шрапнельных 130-мм снаряда.
В августе 1919 г. принимал участие в десантной операции в районе Одессы. В сентябре 1919 г., находясь в Одессе, получил новое название «Генерал Корнилов».
9 октября 1920 г. — подвергся бомбовой атаке 3 «красных» летающих лодок «М-9» в Тендровском заливе Маневрированием уклонился от сброшенных авиабомб. При аналогичном налёте 13 октября экипаж огнём двух 40-мм зенитных пушек «Виккерс» повредил один гидросамолёт, совершивший вынужденную посадку на воду (спасён на буксире подоспевшим катером «красных»), два других повернули назад, не сбросив бомб. 14 ноября 1920 года покинул Севастополь (более 100 кочегаров отказались покидать Крым и сошли на берег, что сделало переход очень тяжелым из-за возможности запустить только половину котлов) и совершил переход в Бизерту. 29 декабря 1920 года был интернирован французскими властями. В 1933 году был разобран на металл.
Цена «Очакова 7,2 млн рублей, но, из них 1,2 млн ремонт выгоревшего крейсера. Таким образом, он обошелся в 6 млн рублей, (дороже, чем у немцев, но дешевле, чем в столлице). Правда, ходят легенды, что его и расстреляли столь безжалостно (несмотря на то, что он выкинул белый флаг), дабы скрыть украденное при его строительстве (но, это все злые языки). «Работал на его ремонте и мой прадед».
Самая длинная судьба была у «Кагула», который получил машины «Богатыря», и котлы с броненосцев, и стал потом «Коминтерном» (о нем мы тоже немного писали).