Найти тему

Самопознание

"Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств" - Франсуа де Ларошфуко, (1613—1680 гг.), писатель-моралист.

Каждый человек выбирает свой жизненный путь, выстраивает отношения с другими людьми. Знания о том, что такое самопознание и саморазвитие универсально актуальны во все времена. Обращение к собственному «Я» дарит человеку возможность познать, понять, почувствовать, реализовать самого себя в меняющемся мире.

Власть человека над собой, самопознание в культуре понимается как психологический механизм совершенствования человека: это формирование силы воли, самодисциплины, самоконтроль, самообладание, саморефлексия, крепость нравственных принципов и убеждений, стойкость характера. Учёные феномен «самопознание» подразделяют также на такие структурные компоненты: непосредственное восприятие сознания, самопознание в структуре самосознания, ценность внутреннего опыта, самопонимание; ценностные основания самопознания, интеллектуальные возможности, потенциал, личностный рост, формирование опыта «Я», саморегуляция личности и другое. Самопознание носит рефлексивно- дискуссионный характер: единого пути самопознания и самореализации человека в культуре не существует – методы и тактики самостроительства каждый выбирает сам через практику проб и ошибок, освоение теории.

Самопознание связано с мировоззренческой парадигмой, мировоззрение есть каркас структуры личности, и оно может меняться.

С научной точки зрения, больше всего самопознание изучается в психологии. Можно наблюдать различные стороны смысла самопознания:

1. Самопознание – путь для самореализации и саморазвития.

2. Самопознание – как метод обретения внутренней гармонии и психологической зрелости.

3. Самопознание – способ приобретения психологического и психического здоровья личности.

Все эти стороны тесно связаны между собой. И каждая сторона актуальна в той или иной психологической концепции. Так, например, в психоанализе ведущее место занимает бессознательное и осознание того, что вытеснено в эту область. Основоположником стал З.Фрейд – австрийский психолог и психиатр, в своих работах пытается помочь пациенту, используя специальные техники, для осознания того, что было пережито и вытеснено. В результате наступает выздоровление и очищение. Позднее им было пересмотрен этот подход и стал говорить о взаимодействии трех составляющих — ид, эго и супер-эго, или оно, Я и сверх Я.

Область ид то же самое, что Фрейд ранее назвал бессозна­тельным, представляет из себя наиболее примитивную и не дос­тупную часть личности, включающей в себя в основном инстинкты. Стимулы ид требуют незамедлительного удовлетворения, не считаясь ни с чем. Основной источник нашей психической энергии – либидо - и как средство взаимодействия с реальным миром.

Эго или Я – как посредник между ид и внешним миром, направляет и контролирует инстинкты, регулирует деятельность ид, следует принципу реальности и сдерживает порывы ид, но и в свою очередь берет там силы. Ид должно направляться и контролироваться, иначе рациональное эго будет уничтожено.

Супер-эго представляет собой моральность или тягу к совершенству, усвоение общественных и родительских ценностей. Дает представление о высших сторонах личности. Поэтому супер-эго находится в конфликте с ид.

Эго выполняет роль защиты человека от всего нового и непонятного. Окружающую реальность мы воспринимаем через призму собственного эго. Эго — это все то, что навязано внешним миром, тот опыт, который мы получаем в течение прожитой жизни.

-2

Таким образом, самосознание в теории З.Фрейда представляет собой противоречивое единство, в котором все компоненты взаимосвязаны и в то же время находятся в борьбе. Однако, данные компоненты («Ид», «Эго», «Супер-Эго») рассматриваются З.Фрейдом как нечто единое неизменное. По мнению И.С.Кона, российского психолога и социолога, данное утверждение, не соответствует реальности, так как самосознание не представляет собой единой и неподвижной (неизменной) структуры. Оно не только формируется по стадиям, но и само является гибким и изменяющимся.

Самосознание последовательно проходит стадии своего развития и становления по мере того, как ребенок становится личностью, сознательно выделяющей себя среди мира других людей. Таким образом, в общей структуре личности самосознание – это сложное интегративное качество ее психической деятельности.

Самопознание формируется самонаблюдением и самооценкой. Причем именно в самооценке, лучше всего просматривается динамика во времени развития самосознания. Потому что при формировании самосознания эмоционально-ценностное отношение человека к самому себе достигает максимальной интенсивности и глубины. Множество чувств и эмоций, которые были пережиты личностью в течении жизни и в различных жизненных ситуациях, не только образует особый эмоциональный «фонд» самосознания, но и закладывает основы самооценки, преобразует ее. При этом именно самооценка направляет и определяет весь процесс саморегуляции, результат которого соотносится с устойчивостью и динамикой самооценки.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Чтобы научиться прислушиваться к собственным ощущениям, можно выполнить простое упражнение.

Выходя на прогулку, следует самостоятельно выбрать маршрут, опираясь на собственные ощущения. Если внутренний голос указывает в каком направлении нужно идти, значит необходимо сделать это. Если в пути возникнет ощущение, что нужно свернуть, это желание необходимо выполнить.

При этом человек может замечать, как начинают происходить приятные вещи: загорается зеленый свет, вовремя подъезжает нужный транспорт, улыбается прохожий, открываются все двери на пути.

Это происходит потому, что человек выбирает путь, основываясь на своих ощущениях. Это помогает развивать интуицию.

Не пропустите момент, когда появится чувство облегчения: оно означает, что решение пришло от сердца.

Познание самого себя важный момент для достижения счастья и самореализации. Чтобы познать самого себя нужно определить качества, которые отличают тебя от других. Ежедневные размышления помогут более глубоко понять себя и свою личность. Эти знания помогут, создать полноценные отношения с самим собой.

1.Умение быть честным самим с собой. Познать себя — значит принять особенности свое личности, индивидуальности, со всеми недостатками и достоинствами. С целью открыть возможности узнать что-то новое о себе.

· При оценке себя, обращайте внимание на вещи, которые вызывают у вас чувство дискомфорта. Эти эмоциональные сигналы говорят, какие аспекты своей личности вы стараетесь избежать. Какая черта, особенность или привычка вызывает у вас неуверенность в себе? И как вы можете справиться с этим или изменить, если это возможно?

· Например, если не нравится свое отражение в зеркале - почему? Есть комплекс по поводу своей внешности? Или вас беспокоит возраст? Подумайте, сможете ли вы победить этот страх и начать действовать, несмотря на видимые недостатки. Ведь в мире все относительно – эталоны красоты, рост, вес – все мы разные и любят ведь несмотря на внешность. Так же как и возраст – всего лишь цифра, которая не всегда соответствует внешности. Главное самоощущение и движение вперед к своим мечтам и целям.

2.Задавайте себе вопросы. Эти знания помогут вам осознать, что делает вас счастливыми или тревожными. Используйте это, чтобы знать куда тратить больше времени, на какие продуктивные занятия и цели. Вот несколько вопросов, которые можно задать себе:

· Какое занятие увлекает вас, при котором забываете о счете времени?

· О чем вы мечтаете?

· Что критикуете в себе?

· Какие совершили ошибки и что хотелось бы исправить?

· Как вас воспринимают другие?

· Кто для вас образец для подражания?

3. Прислушивайтесь к внутреннему голосу или интуиции. Ваш внутренний голос содержит неограниченную информацию о вас. А ваше привычное сознание имеет о вас весьма ограниченные знания. Постарайтесь настроиться на голос интуиции, а не разума. Когда вас что-то расстраивает или радует, он на это реагирует. Попытайтесь настроиться на этот внутренний голос. Что он говорит? Как он воспринимает окружающий вас мир?

· Встаньте перед зеркалом. Попробуйте описать себя. Это положительное или отрицательное описание? Оно направлено на вашу внешность или поступки? Вы говорите о своих успехах или неудачах?

· Если вы видите негатив, спросите себя, почему вы так реагируете. Чрезмерная критика в свой адрес могут быть признаком того, что вы защищаетесь от нежелательных мыслей и акцентировании внимания на собственных недостатках без принятия своих достоинств. Человек попросту не замечает в себе хороших качеств. Он сосредоточен на недостатках и уверен, что не заслуживает жизненных благ. Часто это мнение не соответствует действительности.

· Эти мысли определяют то, как вы себя видите. Если личный образ не соответствует тому, кем вы хотите быть, предпримите шаги, чтобы стать лучше как личность или развить новые черты характера.

4.Записывайте свои эмоции, чувства. Ведение дневника поможет распознать свои эмоции, отношения к себе, событиям и поможет увидеть закономерности ваших действий и чувств. На протяжении дня записываете, что вы делали и что при этом чувствовали. Если у вас был негативный опыт, запишите, почему он повлиял на вас. Если вы совершили ошибку, подумайте, как можно было ее избежать.

• Анализируйте события в своем письме. Со временем можно обнаружить закономерности повторяющихся желаний и событий.

• Пишите, все что приходит в голову – это даст возможность упорядочить и понять все, что вас беспокоит.

5. Используйте самоосознанность ежедневно. Самоосознанность - умение объективно относиться к себе и собственной жизни. Это знание того, кто вы, что вы чувствуете и чего хотите. Умение в любой момент времени дать самому себе ответ на четыре вопроса: кто я? куда я иду? как иду? зачем иду? — это и есть осознанность.

• Выделите время и прислушайтесь к органам чувств. Что вы осязаете, слышите, видите, а также какие запахи и какой вкус чувствуете? Старайтесь отмечать как можно больше ощущений вокруг себя.

• Если у вас возникает эмоциональная реакция, задавайте себе вопросы. Почему вы испытываете эти чувства? Что их вызвало? Возможно они ассоциируются с какими-то событиями, людьми из вашей жизни, что приходит в ваши мысли при этом – это может дать ответ на много вопросы и определить блоки, которые мешают двигаться в нужном направлении, для счастливой жизни.

6.Определите, как вы видите свой образ тела.

Составьте список характеристик описывающих вашу внешность. После проанализируйте ваш список. Это положительные или отрицательные качества? Если вы обнаружите, что критически воспринимаете свою внешность, попробуйте придумать способы полюбить ее. Уверенность в своей внешности, поможет повлиять на положительные изменения в других сферах своей жизни. Ведь, что у нас внутри, то и снаружи, и наоборот.

• Попробуйте недостатки превратить в достоинства. «Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств», — считал мыслитель Франсуа де Ларошфуко. Изменения происходят тогда, когда мы становимся теми, кто мы есть на самом деле, а не тогда, когда мы пытаемся стать теми, кем не являемся.

Отрицая те черты характера, которые вам кажутся неправильными – вы не принимаете себя. А если вы не принимаете себя, вы начинаете проживать чью-то чужую жизнь и уже не можете создавать свою реальность.

Например, страдая от лишнего веса, можно записаться в спортзал или заняться другими видами спорта, более подходящими для вас. Это в свою очередь новые люди, общения, друзья, интересы. Дефекты внешности также исправляются при помощи косметологии, в настоящее время она развита и доступна.

-3