Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"СЭР (Свобода – это рай)" (СССР, 1989) и "Таганрога я не миную..." (Россия, 1997)

СЭР (Свобода – это рай). СССР, 1989. Режиссер и сценарист Сергей Бодров. Актеры: Володя Козырев, Светлана Гайтан, Александр Буреев, Игорь Косухин, Луиза Мосендз, Ксюша Назарова, Витаутас Томкус и др.

... Подросток бежит из спецшколы для «трудных» малолеток. Бежит через всю страну в... колонию, где «мотает срок» его отец...

Сюжет драмы Сергея Бодрова не блещет изощренными сюжетными поворотами. Зато характер главного героя разработан убедительно и точно. Да и юный актер Володя Козырев играет достоверно и эмоционально. И надо сказать, что «СЭР» не потерялся среди десятков других фильмов «перестроечных времен», в модном тогда разоблачительном ключе трактовавших тематику невзгод подрастающего поколения.

Думаю, «СЭР» – один из лучших фильмов С. Бодрова. Здесь нет стремления к эпатажу ради самого эпатажа, желания подпустить побольше уже тогда начинавшей приедаться «чернухи». Это драма отца и сына, выброшенных на обочину жизни в стране, где никогда не ценилась жизнь отдельного простого человека. В стране, вот уже который десяток лет живущей по пословице: «Лес рубят, щепки летят...».

Александр Федоров, киновед

-2

Таганрога я не миную... Россия, 1997. Режиссеры и сценаристы Юрий Лаптев и Марина Вайсберг. Оператор Владимир Барсуков. Актеры: Владислав Ветров, Юрий Лаптев, К. Кондратюк и др.

Сценаристы и режиссеры Юрий Лаптев и Марина Вайсберг совместно с оператором Владимиром Барсуковым создали уже целый мини-сериал под названием «Были и небыли города С.», поставленный по дневникам, письмам и прозе А. Чехова, И. Василенко, С. Званцева и других писателей.

В этот ряду и фильм «Таганрога я не миную...». Ассоциативная композиция этой картины построена на инсценированных фрагментах знаменитых чеховских шедевров («Человек в футляре», «Палата №6», «Ионыч» и др.), «окантованных» монологами классика российской словесности в исполнении Владислава Ветрова.

Не ограничиваясь портретным сходством с Антоном Павловичем, талантливый актер добивается большего: он играет Чехова лишенным парадного «классического» глянца, способным на озорство, шутку, забавный «финт».

К примеру, в эпизоде на гимназической лестнице в солидном Чехове, услышавшем звонок на урок, вдруг просыпается прежний мальчишка, весело прыгающий по ступенькам...

Бесспорно, не все в фильме равноценно: эпизоды из «Палаты № 6», на мой взгляд, выглядят несколько затянутыми, выбивающимися из общего ритма. Но в целом фильм привлекает свежестью взгляда, мягкостью изобразительного стиля, лирикой городских пейзажей, продуманным звуковым рядом.

Александр Федоров, киновед