Счастливая, Женька! СССР, 1984. Режиссер Александр Панкратов. Сценарист Анатолий Усов. Актеры: Елена Цыплакова, Андрей Молотков, Елена Скороходова, Александр Фатюшин, Вячеслав Езепов, Владимир Виноградов, Клавдия Белова, Михаил Брылкин, Олег Голубицкий, Ирина Горохова, Валерий Зотов, Григорий Мануков, Ксения Минина, Нина Крачковская, Татьяна Муха, Ирина Мурзаева, Николай Сморчков, Александр Хотченков, Всеволод Шиловский, Марина Шиманская и др. 11,3 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Действие фильма «Счастливая, Женька!» происходит в «закулисном» мире больницы с метко и едко подмеченными нюансами взаимоотношений медсестер, врачей, больных и «мастеров чистоты». Узнаваемые подробности, реплики, манеры ...
Однако по ходу действия возникает неприятный осадок надуманности, идеализированности, сказочности характера главной героини, роль которой обаятельно исполняет Елена Цыплакова.
Авторы восхищаются своей Женькой, не унывающей в самых вроде бы печальных для любого простого смертного ситуациях: живет она в коммуналке с не слишком приятными соседями, и сапоги у нее украли, и деньги, и на двух работах она работает, и сына своего неделями не видит... А ей хоть бы что: и в художественной самодеятельности успевает участвовать, и – даже страшно подумать – разоблачает наглого преступника.
Но искусство – не пятиминутный разговор в трамвае. Здесь нужна иная мера осмысления мира. Тут недостаточно сказать «жила-была», а дальше, мол, не так уж и важно...
Александр Федоров, киновед
Счастливого рождества в Париже, или Банда лесбиянок. СССР, 1991. Режиссер и Сценарист Ольга Жукова. Актеры: Алика Смехова, Владимир Толоконников, Соня Клименко, Юлия Лобанова, Инна Хрулёва, Александр Потапов, Никита Джигурда и др.
...Симпатичные девочки заманивают на «хазу», обирают и душат мужчин…
Ольга Жукова, по-видимому, пыталась поставить эстетско-эпатажную картину, с которой можно было бы произвести фурор на фестивалях, не входящих в группу «А». Однако для черной комедии все получилось слишком манерно и серьезно. Для пародии явно не хватило синематечных намеков. А на серьезную психологическую драму Ольга Жукова, пожалуй, и не замахивалась...
В фильме «Счастливого рождества в Париже» немало натуралистических кадров и жестоких сцен, феминистских «фишек» и прочих «прибамбасов» бесцензурного кино. Но все это изначально маргинально и художественно мало осмысленно...
Впрочем, какой-нибудь культуролог, зацикленный на андеграунде, семиотике и постмодернизме, наверное, сможет извлечь из этого фильма целый букет потаенных смыслов, аллюзий и ассоциаций, уходящих в глубину философии античного мира или славянского фольклора...
Александр Федоров, киновед