Какое-то совершенно уникальное и трагическое совпадение: с разницей в несколько дней ушли друг за другом два главных представителя русской моды - Вячеслав Зайцев и Валентин Юдашкин.
Я когда-то очень интересовалась модой, причём не только прет-а порте (можно перевести как "повседневная), но и от-кутюр (буквально, "высокая мода"), той самой, которую всё ругают, ибо она совершенно не "носибельна", но крайне интересна как основа различных тенденций. Так вот наши модельеры, на мой взгляд, создавая невообразимые коллекции, делали её, конечно, тоже далёкой от повседневного употребления, но до чего же это было прекрасно!
Самым примечательным экспериментом Славы Зайцева стали ...ватники, сшитые в стиле павлопосадских платков. А правда, почему бы и нет? Носили же еще в 19 веке "душегреи"! Почему бы советским работницам сельского хозяйства не выйти к своим бурёнкам в чём-то подобным?
"Край берёзового ситца" каждый видит по-своему. Кому-то достаточно белизны стволов и яркости зелени, а Слава Зайцев видел его таким:
Имя Валентина Юдашкина впервые широкой общественности, по-моему, стало известно, когда появилась новая форма тогда еще милиционеров. Признаюсь, это был культурный шок: уж очень она напоминала то ли солдат вермахта, то ли "коммандос". Но точно не наших привычных серо-голубых "ментов". Потом, правда, выяснилось, что да, форму разрабатывали, но не для милиции, а для армии, однако и здесь от идей Юдашкина осталась...только его фамилия. Подозреваю, деньги, как обычно, ушли на личные нужды.
А Валентин продолжал творить. Его знаменитое платье "яйцо Фаберже" - это и в самом деле "от-кутюр": есть образ, тенденция. стиль - и совершенно невозможно это надеть))
Потом ещё была попытка (на этот раз удачная) создания общего стиля команды - наша знаменитая бело-красная форма для олимпийцев. Но это не главная задача модельера. Разве обязательно красота должна иметь прикладной характер? Разве просто любование ею уже не делает человека чище и возвышеннее?
Мне никогда не хотелось платьев от Зайцева или Юдашкина. Не потому, что это баснословно дорого, а потому, что к этим безупречным линиям, тонам и полутонам нужна такая же совершенная внешность.
И вот мир стал чуть менее красивым. И от этого очень грустно!
Не знаю, какими были эти два великих человека в жизни, да и знать не хочу. Но от обоих всегда было такое ощущение радости и вселенского оптимизма, что это передавалось даже через экран. Казалось, что никакого труда за этими результатами не стоит. Видимо, это потому, что они были людьми, которые занимались тем, для чего и были рождены.
Светлая им память!