В чём специфика писательской рецепции литературы по сравнению с филологическим анализом и почему мысли писателей о своём ремесле заслуживают внимания читателей и литераторов?
Эстетические взгляды художника не приобретаются чтением учёных трудов. Эти взгляды, безусловно, — система, но строится не так, как научная. Характер эстетических взглядов художника определяется спецификой его дарования, творческой индивидуальностью. Индивидуальность художника — контаминация его самобытной природной одарённости и влияющей на него культурной традиции.
Эстетические взгляды художника — отражение собственной творческой практики и близких его натуре художников. Между теоретическими высказываниями художника и его творчеством — нерасторжимая органическая связь. Понятна ценность мыслей художников об искусстве, потому что это мысли из первых рук.
В Литературном институте есть кафедра творчества, на которой работают писатели. Почему организована такая кафедра? Потому что писатели дают студентам то, что не может дать никаой самый талантливый литературовед. Писатели обладают бесценным чувственно-практическим опытом создания художественных текстов. О литературном труде писатели говорят, используя не научные категории, а категории своего индивидуального сознания, а студентам Литинститута, то есть начинающим писателям, именно это и нужно. Они мыслят образами, а не литературоведческими понятиями. Им технология писательского труда нужна на уровне художественного сознания, — в такой форме она лучше всего воспринимается их психикой. Переведённая же в литературоведческие пункты, эта технология теряет свой художественный аромат, индивидуальный колорит авторского слова, который действует на начинающего писателя сильнее всяких теоретических дефиниций и открывает его сознанию такие грани и оттенки, какие в принципе не способна открыть ему филологическая диссертация, поскольку филология — другая сфера.
Разумеется, писатель может быть филологом, филолог — писателем. Человек многосторонен.
Писатель может великолепно преподавать литературную технологию, но как литературовед может себя не проявить. Нучное и художественное сознания — разные.
Теория литатуры — теоретическое. понятийное, систематизированное восприятие литературы. Это наука, оппонируящая обыденному читательскому восприятию. Обособленно — художественное восприятие литературы самими писателями.
Литературоведение — не руководство по литературному творчеству. Оно удовлетворяет потребности реципиентов, а не творцов.
Анализ должен вести к синтезу, но синтез — это и есть само произведение. В этом — до конца непреодолимое противоречие анализа произведений искусства. Бывает, идею произведения пытаются определить парой фраз! Идея произведения искусства — это заданная автором система ценностно-качественных характеристик созданного им художественного мира.
Теория литературы — не теория ремесла. Поэтому она не нужна писателю как писателю. Но она может быть нужна ему так же, как неписателю. Содержание личности художника не исчерпывается его талантом. Рахманинов говорил, что он на восемьдесят пять процентов музыкант и на пятнадцать процентов человек. Стопроцентно погрузиться в искусство нельзя.
Интерес писателя к теории литературы или отсутствие такового никак не связаны с тем, что он — писатель. Определяет наличие или отсутствие у него соответствующих духовных потребностей. Личность, обладающая художественным талантом и являющаяся творцом искусства, может заниматься и другими видами деятельности, в том числе и литературоведческими штудиями.
Но талант не зависит от знания литературоведческого кодекса. Никакой необходимой связи между знанием теории литературы, наличием способности к теоретико-литературному мыслительному конструированию и художественным талантом нет и не может быть в принципе — в силу сущностной противоположности художественно-образного и понятийного отражения мира, в силу сущностной противоположности психических организаций, осуществляющих эти отражения.
Мысли писателей о творчестве, их откровенная исповедь о творческой лаборатории — часть духовной культуры. Не жалейте времени на чтение таких текстов. Кто бы вы ни были, — просто читатель или читатель, тайно алкающий писательских лавров, — вас ждёт наслаждение от соприкосновения с вечной загадкой искусства.