В 1877 году году архитектор Максимилиан Арнольд, автор трех зданий, построенных по его проектам в Севастополе - яхт-клуба, Константиновского реального училища, Владимирского собора в Херсонесе (да-да, архитектор делал серьезные расчеты для свода собора, так что не только Гримм), делает обзор городских построек, появившихся за последние два года. Почему именно за два года? Да, потому что в 1875 году Севастополь получил наконец-то железную дорогу, стал полноценным коммерческим портом, и жизнь в городе стала налаживаться.
Уже отстроились частники, правда, с разным успехом: сложные грунты, опасные в оползневом отношении. и нарушение всех строительных правил привели к тому, что часть зданий обрушилась. Строится городская бойня в Мартыновой бухте. Никак не могут построить на западном берегу Южной бухты магазины, предназначенные для хранения зерна: Севастополь становится значимым транспортным центром в перевалке пшеницы.
Для оживления работы коммерческого порта необходима таможня. И она таки был построена в два года. И стоит до сих пор!
Первоклассная таможня—четырехэтажное здание, построенное на средства министерства финансов. Она стоит в центре города и служит в настоящее время его украшением.
Большинство зданий в Севастополе стоит на косогорье, и потому их приходится делать с одной стороны этажом меньше, нежели с другой, Так точно построена и таможня.
В здании устроено множество квартир для служащих, как напр. таможенные досмотрщики и др., два большие пакгауза для склада товаров и корабельная контора. Строение расположено на южной бухте и окружено водою.
Проект таможни был составлен в департаменте таможенных сборов; исполнение в натуре принадлежит инженеру г. Яранцеву {Еранцеву}, который был и подрядчиком. Стоимость постройки 140.000 р.
Здание совершенно окончено в течении 2 лет и настолько успешно, что теперь уже живут во всех квартирах. Возможность столь скораго заселения новаго здания обусловливается отчасти климатом, благодаря которому раствор успевает отвердеть в одно лето, отчасти-же хорошими качествами строительных материалов, как напр. лежалый камень.
Это большое здание, около 30 саж. по фасаду, с боковым флигелем длиною в 12 с. Квартиры, конечно, не блещут роскошной отделкой, но не лишены в известной степени комфорта. Стены оклеены обоями, в некоторых комнатах устроены паркетные полы; есть ватерклозеты и даже громоотвод.
Постройка привлекает общее внимание, по тому что бросается в глаза приезжающим, как по железной дороге, так и морем.
В копилку историй про здание таможни можно добавить дело, которое хранится в РГИА, где морское ведомство намерено изъять у Департамента таможенных сборов Министерства финансов это самое здание для обустройства там штаба Черноморского флота. И было это на рубеже XX-XIX веков.