Интересно, что согласно переводу Джонатана Гловера, Ницше писал в "Генеалогии морали" о "переизбытке плохо сложенных, болезненных, уставших и истощенных людей, от которых Европа начинает смердеть сегодня" (He refers to ‘the surfeit of ill-constituted, sickly, weary and exhausted people of which Europe is beginning to stink today’)
Но как в вышедшеми английском, так и в русском переводе "Генеалогии морали" об этом говорится несколько по-другому:
in the dwarfing and levelling of the European man lurks our greatest peril, for it is this outlook which fatigues—we see to-day nothing which wishes to be greater, we surmise that the process is always still backwards
"измельчание и нивелирование европейского человека таит в себе величайшую нашу опасность, ибо зрелище это утомляет… Нынче мы не видим ничего, что хотело бы вырасти; мы предчувствуем, что это будет скатываться все ниже и ниже".
Когда читаешь перевод Джонатана Гловера, невольно сталкиваешься с мыслью, не себя ли Ницше описывал? Философу предстоит сойти с ума через два года после выхода его "Генеалогии морали".
А вот что Гловер цитирует из книги Ницше "По ту сторону добра и зла": "Философы будущего будут обладать «некоторой хладнокровной жестокостью, зная как владеть ножом с уверенностью и ловкостью, даже когда сердце обливается кровью" (The philosophers of the future will have ‘a certain self-possessed cruelty which knows how to wield the knife with certainty and deftness even when the heart bleeds).
Еще из той же книги:
"Видеть, как страдают другие, - это приятно, заставлять других страдать еще приятнее. Это жесткое утверждение, но это древний, мощный, действительно человеческий принцип, под которым могли бы подписаться даже обезьяны" (To see others suffer does one good, to make others suffer even more: this is a hard saying but an ancient, mighty, human, all-too-human principle to which even the apes might subscribe)
Я уже попытался как-то обобщить, что различные люди вкладывают в понятие "человек"
https://pycckomy.livejournal.com/143639.html
Так что прибавляем еще одно значение. Быть человеком - значит быть садистом.
А вот из книги Ницше "Антихрист":
"Слабые и плохо сложенные должны исчезнуть - первый принцип нашего человеколюбия. И нам следует помочь им это сделать. Что вреднее любого порока? Сочувствие и соучастие по отношению к плохо сложенным и слабым – это удел христианства"(The weak and ill-constituted shall perish: first principle of our philanthropy. And one shall help them to do so. What is more harmful than any vice? Active sympathy for the ill-constituted and weak – Christianity).
Бичуя отжившие идеологии, Ницше немного опережает свое время и разрабатывает идеологическую платформу для будущих переусторителей мира.
Выходит, что Ницше все-таки внес нечто в человеческую культуру.