Почти весь апрель ушел у меня на освоение золотой классики американской литературы. Поэтому сегодня хочу поговорить о книге Генри Дэвида Торо (чье настоящее имя, кстати, Дэвид Генри Торо) "Уолден или жизнь в лесу".
И, если честно, первым порывом было написать, что книга - разочарование, а Торо - шарлатан, вводящий людей в заблуждение красивым названием, но, к счастью, культурное значение книги, тонкая наблюдательность автора и трепетное, но рациональное отношение к окружающей природе перевесили надуманные мной недостатки.
И, чтобы к ним больше не возвращаться, я начну обзорно-разборную часть статьи именно с того, что мне не понравилось. А затем перейду от субъективизма к фактам и достоинствам.
Недостатки (помним, что здесь речь лишь о моем восприятии, а не о попытке сказать гадость про автора):
1. Неоправданные ожидания.
Если книга попала в мои списки, пусть и по давно забытой причине, я не утруждаю себя повторным поиском информации о ней, а сначала просто беру и читаю. Так, судя лишь по названию, я ждала захватывающую историю в духе "Робинзона" или "Выжившего", а получила сборник эссе с длинными размышлениями об обществе потребления.
Да и будем честны, жил Генри Дэвид (он же Дэвид Генри) всего в паре миль от Конкорда, иногда заглядывал в город пообщаться, ходил в гости и принимал посетителей. Ни о каком затворничестве или радикальном аскетизме речи не шло.
2. Непоследовательнось изложения.
С одной стороны, книга интересно структурирована - разбита на четыре сезона, но это не явно выражено, смена сезонов мягко скользит сквозь отдельные главы. И выходит, что пока автор рассуждал, он заодно показал жизнь на озере в любых погодных условиях.
С другой же стороны, внутри глав мысль иногда прыгала от пения маленькой птички к критике общества, сменялась рассуждениями о температуре пруда и возвращалась к птичкиной семье.
Это я не дословно, но суть: иногда за мыслью автора было так же трудно уследить, как и за той гагарой, которую забавы ради Торо однажды преследовал на пруду.
3. Завуалированные или прямые нравоучения и самолюбование.
Именно это, скорее всего, раздражало меня в книге сильнее всего. Я очень люблю читать о чьем-то пережитом опыте, но когда это не сопровождается намеками, что именно так мне и следует жить.
Особенно резало, когда в одной главе было написано, что автор ни в коем случае не призывает повторять его опыт и следовать его путем, а в другой уже рассуждает, какой он молодец, насколько лучше других организовал свою жизнь, и что "вы тоже делайте так и так". А те, кто не делает так же - такие-то и сякие-то.
На этом прекращаю ворчать и перехожу к запомнившимся особенностям книги.
Выше я написала, что по ходу повествования сезон сменяется сезоном, и читателю кажется, будто жизнь на озере заняла у Торо лишь год, а не два, как было на самом деле. Таким образом, в каждый сезон поместились рассуждения и наблюдения за два года.
Автор очень трепетно и с большой нежностью относился к краю своего детства, вспоминал, каким был пруд и окрестности за двадцать лет до его эксперимента с жизнью в лесу. Торо подкармливал птиц, не пугал диких животных, даже наблюдал за битвой муравьев, что описал не хуже, чем описаны сражения в исторических романах.
С такой же точностью он показывал читателям постройку и оборудование дома всем жизненно необходимым (отказываясь от излишеств, доказывая их ненужность), а также свои расходы и доходы с собранного урожая.
Каждый новый опыт в строительстве, рыбалке, садоводстве или утеплению дома был тщательно задокументирован, а понятый им метод рекомендован к использованию. (Подозреваю, живи Торо в современном мире, был бы успешным блогером).
Нельзя назвать Генри Дэвида стопроцентным аскетом, ему скорее присуще отвержение суровой реальности, воплощение экапизма. Но отчасти это, а также его взгляды на гармоничное сосуществование с природой и дружба с Ральфом Эмерсоном сделали Торо ярким представителем трансценденталистов в период самого расцвета этого течения.
Кстати, реальных людей – современников Торо – в книге упоминалось довольно много, но прямо имена не назывались. Подробности можно было увидеть в комментариях, а те, в свою очередь, ссылались на дневники писателя.
"Уолден или жизнь в лесу", несомненно, имеет целый ряд достоинств.
Достаточно вспомнить измерения температуры на разных глубинах озера, которые были сделаны с удивительной по тем временам точностью (впоследствии данные были проверены профессионалами с современной измерительной техникой).
Торо пристально наблюдает и фиксирует время замерзания, прозрачность льда, цвет воды всех окрестных водоемов. Описывает биоразнообразие на несколько миль вокруг, используя расхожие и научные названия животных, птиц, рыб и растений (не без ошибок, но все же).
В книге можно прочесть по сей день актуальные рассуждения о доступности жилья, разумном потреблении, простой жизни без излишеств и роскоши в гармонии с природой и миром.
А еще идеи Торо в эссе из "Уолдена..", а особенно из других публикаций хоть и не нашли горячего отклика у его современников, но оказали влияние на Льва Николаевича Толстого, Мартина Лютера Кинга, Махатму Ганди и многих других деятелей и читателей, принадлежащих к следующим поколениям.
А вы бы хотели пожить несколько лет в живописной местности в нескольких километрах от цивилизации?