ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛИЗМА.
В середине V-го века н.э. под ударами войск азиатского варвара - гунна Аттилы рухнуло первое в истории нынешней цивилизации супергосударство, столица которого находилась в Европе - Римская Империя. Неважно, что к этому времени его уже раздирали внутренние противоречия и варварам оставалось всего лишь подтолкнуть эту пришедшую в негодность конструкцию. Важно, что в генетической памяти европейцев сохранилось свидетельство величия своих предков, а через них - представление о собственной принадлежности к великому цивилизационному феномену - евроцентричному супергосударству.
Наличие именно этой генетической памяти, во многом, объясняет абсолютно искреннее стремление европейских народов объединяться в рамках "великих цивилизационных проектов", всякий раз, когда находится очередной "великий европеец", будь то - Фридрих Великий, Наполеон Бонапарт или Адольф Гитлер...
Другими словами, начиная с распада Римской империи, европейские народы жили, в своих микро- и мини-государствах, ожиданием прихода "евро-мисси́и" - лидера (царя, короля, императора, канцлера, президента и т.п.), способного объединить европейцев новым великим цивилизационным проектом. Поэтому, каждый раз, охотно становились под знамёна тех, кто предлагал им хоть что-то похожее. Не их вина в том, что на определённом этапе каждого такого проекта, нужно было отправляться в "поход на Восток". Будь то крестовый поход за гробом Господним или "освободительный" Drang nach Osten. Собственно, походом на Восток, каждый раз и заканчивался очередной великий цивилизационный проект...
И каждый раз, вернувшись в свои микро- и мини-государства, уцелевшие после закрытия очередного великого цивилизационного проекта, европейцы погружались в рутину своих микро- и мини-государственных забот в ожидании прихода нового евро-мисси́и. Не стал исключением великий цивилизационный проект реформирования европейских монархий конца XVIII века, предпринятый с целью создания на их базе новой общеевропейской империи, который был насильственно прекращён в 1815 году. Произошло это после провала похода на Восток, случившегося в 1812 году. Потрясения постигшие Европу в конце XVIII-го - начале XIX-го века имели далеко идущие последствия...
УЧЕНИЕ МАРКСА ВСЕСИЛЬНО, ПОТОМУ ЧТО ОНО - ВЕРНО*.
Вслед за революционными изменениями в общественно-политической жизни европейских государств, пришли изменения в финансовой и производственной сферах жизни. Хозяевами материальных ценностей: денег и орудий производства перестали быть монархи и аристократы. Вернее - перестали быть ТОЛЬКО монархи и аристократы. Появились люди владеющие серьёзными финансовыми и производственными активами, чьи предки не могли похвастаться благородным происхождением. Вместе с этим возникла новая, весьма многочисленная общность малоимущих и вовсе - неимущих горожан, которые не владели даже простейшими средствами для собственного пропитания...
Церковь перестала справляться с функцией "социального аналитика", способного с помощью святого писания объяснить суть общественных отношений, возникающих между этими новыми "сословиями". Древний или средневековый земледелец или ремесленник, по версии святого писания, подчинялся и отдавал часть произведённого им продукта королю или герцогу в силу того, что ЭТИ ЛЮДИ олицетворяли ВЛАСТЬ, которую ПОЛУЧИЛИ ОТ БОГА ПО ПРАВУ своего ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ОБЪЯСНИТЬ с помощью святого писания, ПРИРОДУ ВЛАСТИ безро́дных ВЛАДЕЛЬЦЕВ материальных ценностей НАД такими же безро́дными НЕИМУЩИМИ согражданами, ДЛЯ ЦЕРКВИ стало ПРОБЛЕМАТИЧНО...
Возникший в обществе ЗАПРОС на понимание происходящего привёл к активному развитию новой области знания - политической философии. Как это всегда бывает, ответом на общественный запрос стало появление в Европе множества молодых и не очень философов, ищущих и предлагающих обществу свои ОТВЕТЫ. ОДНИМ ИЗ таких философов стал уроженец Прусского королевства Карл Маркс, сумевший предложить обществу настолько УДАЧНЫЕ ОТВЕТЫ, что, в конечном итоге, они были приняты научным и политическим сообществом, в качестве единой философской ТЕОРИИ, получившей название - МАРКСИЗМ. Сегодня, спустя полтора столетия, очевидно: время, как самый беспристрастный и безжалостный оппонент, проверило и подтвердило правоту МНОГИХ положений марксизма...
Что же такого сделал или придумал основоположник марксизма, что позволило автору данной публикации навесить ему ярлык теоретика ГЛОБАЛИЗМА? Не будем ничего выдумывать, просто ещё раз внимательно прочитаем, то что однажды так и не было прочитано, сначала - в советской школе, потом - в советском ВУЗе и, наконец - в "марксистско-ленинском университете" при доме офицеров...
Не замахиваясь на фундаментальный философский труд "Капитал" или "Das Kapital" (нем.), первый том которого увидел свет в 1867 году, обратимся к более раннему программному документу, написанному в 1848-м году, 30-тилетним Карлом совместно со своим 28-милетним другом и соратником Фридрихом Энгельсом - "Манифесту Коммунистической партии".
В первой же главе "манифеста" мы находим утверждение, что развитие производительных сил ведёт к унификации производственных отношений и стиранию любых национальных особенностей: "Под страхом гибели заставляет она [буржуазия, совершенствующая производительные силы] все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию...".
Будь Маркс нашим современником, ему бы не пришлось использовать странный термин: "так называемую цивилизацию", просто потому что, в данном контексте, любой наш современник использовал бы другой термин, давно ставший понятным и привычным: "глобальный мировой порядок". В том, что смысл сказанного не будет искажён легко убедиться, сформулировав фразу вместо Маркса:
Под страхом гибели буржуазия заставляет все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя глобальный мировой порядок...
Просто во время написания "Манифеста", ещё не существовало терминов: "глобальный", "глобализация" и т.п. Ниже полная цитата:
"Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров - вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию. Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы - от буржуазных народов, Восток- от Запада".
"Манифест Коммунистической партии" К.Маркс (1848 г.)
Очевидно, живи и работай Карл Маркс в наше время, вместо описания того, куда "из идиотизма деревенской жизни" делась "значительная часть населения", ему достаточно было бы просто написать, что развитие капиталистических производственных сил стало причиной "стремительной урбанизации", а о "варварских и полуварварских народах", в духе современной политкорректности, уместно было бы написать, как о народах развивающихся стран. Но, как говорится - из песни слова не выкинешь. Тем более из песни гения мирового уровня...
В приведённой ниже цитате, Карл Маркс прямо указывает на то, что капиталистический способ производства неизбежно стирает любые национальные особенности, уравнивая все сферы жизни и быта наёмных работников - пролетариев. Что ведёт к унификации большинства сфер человеческих отношений. Особенно это касается той части общества, которая не владеет средствами производства и поэтому вынуждена продавать то единственное, что у неё есть - свою рабочую силу.
"Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата. У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия - все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы".
"Манифест Коммунистической партии" К.Маркс (1848 г.)
Другими словами, он описывает то, что мы наблюдаем сегодня: производственные предприятия в Китае - практически неотличимы от немецких или итальянских предприятий (там, где они ещё остались). В современных условиях капиталисту ничего не стоит, набрав работников где-нибудь в Гондурасе, поставить их на работу, например - в США. Это, собственно, и происходит по всему миру и называется "трудовая" или "экономическая миграция"...
И наконец, Карл Маркс прямо указывает на существование ГЛОБАЛЬНОЙ политической партии, которая, по его мнению, в отличие от других партий, "отстаивает ОБЩИЕ" или - ГЛОБАЛЬНЫЕ интересы пролетариата, "не зависящие от национальности":
"Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что, с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом. Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения".
"Манифест Коммунистической партии" К.Маркс (1848 г.)
Другими словами, уже в "Манифесте Коммунистической партии" Карл Маркс обосновывает неизбежность УНИФИКАЦИИ общественных отношений под воздействием отношений производственных. Национальные, религиозные, морально-этические особенности, не́когда составлявшие основу "закрытых" - национальных общественных отношений - неизбежно уходят на второй и третий план или исчезают вовсе. Капиталистическое производство делает Мир "открытым". Независимо от страны проживания, люди носят одинаковую одежду, едят одинаковые продукты, живут в одинаковых городах и даже смотрят одинаковые телесериалы. Глядя на заведение быстрого питания, невозможно понять в какой стране Мира ты находишься. Они - повсюду одинаковые...
Главным "недостатком" такого общества Карл Маркс считает право частной собственности на средства производства. То самое ПРАВО, которое ДАЁТ "безро́дному" обладателю частной собственности ВЛАСТЬ НАД таким же "безро́дным", но - неимущим ПРОЛЕТАРИЕМ. Общество, в котором НАЛИЧИЕ определённого ИМУЩЕСТВА у одних людей РАСШИРЯЕТ их ПРАВА в отношении других, а его ОТСУТСТВИЕ ДЕЛАЕТ человека - БЕСПРАВНЫМ, Карл Маркс объявляет - несправедливым, эксплуататорским.
Далее в "Манифесте" Маркс объясняет читателю, зачем и как должно быть покончено с правом частной собственности на средства производства, и почему коммунистам не по пути с теми "рабочими партиями", которые не ставят перед собой таких целей. Не будем вдаваться в эти подробности. Для нас важнее другое. Уже в своей программной работе Карл Маркс практически безошибочно определил основную тенденцию развития общественных отношений: от "закрытых" национальных - к "открытым" общемировым или - ГЛОБАЛЬНЫМ.
А вот и рецепт, выписанный Марксом глобальному несправедливому обществу:
"ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!"
Именно так - "ВСЕХ СТРАН", потому что пролетарии одной, отдельно взятой страны, могут, в лучшем случае, покончить с частной собственностью только в "одной, отдельно взятой стране". Да и то, как показал опыт - совсем ненадолго.
ГЛОБАЛЬНЫЕ вызовы требуют ГЛОБАЛЬНЫХ ответов...
Обещаю вдумчивому читателю канала "Вечерний Конспиро́лог" новые публикации на тему "ГЛОБАЛИЗМА" и "КОНСПИРОЛОГИИ". А пока они не появились, можно поделиться в комментариях возникшими мыслями или просто оценить публикацию. Спасибо всем, у кого хватило терпения дочитать её до конца! Надеюсь, что Вы не пожалели об этом. До новых публикаций на канале.
Читать далее:
*«Три исто́чника и три составны́х ча́сти маркси́зма» — название статьи В. И. Ленина, дающей сжатый анализ исторических корней, сущности и структуры марксизма. Написана в связи с 30-летием со дня смерти К. Маркса. Впервые опубликована в форме статьи в легальном журнале РСДРП(б) «Просвещение» (1913, № 3). Одной из излюбленных цитат, использовавшихся в советских агитационных материалах (лозунгах, плакатах, надписях на памятниках и т. п.) стала фраза Ленина из этой статьи «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».