Найти в Дзене
ВТБ Страна

Босх, Брейгель, Дюрер: Северное Возрождение в пяти вопросах и ответах

Оглавление

Эпоха Возрождения не закончилась на творчестве Леонардо да Винчи и Микеланджело. Севернее Альп почти на столетие позже развивался свой авторский и хлесткий Ренессанс. Познакомимся с ним поближе и выясним, как читать странные образы Босха и почему Северное Возрождение не впустили в классический Ренессанс.

Откуда такое название — Северное Возрождение?

Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу», 1565 год, Художественно-исторический музей, Вена © Public domain
Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу», 1565 год, Художественно-исторический музей, Вена © Public domain

Северное Возрождение — это культурная эпоха 15–16 веков в Германии и Нидерландах, которая позднее развивалась также во Франции, Англии, Швейцарии и Испании. Все эти страны расположены к северу от Альп и Италии — родины эпохи Возрождения. Поэтому «южным» или «классическим» Возрождением можно считать итальянский Ренессанс.

На севере Европы не было античных образцов для подражания, однако интерес к человеку и миру был такой же, как и в Италии. Общая тяга к идеям гуманизма и антропоцентризм связали векторы развития севера и юга Европы в единое целое.

Почему Северное Возрождение выделяют отдельно?

Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева», 1507 год, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public domain
Альбрехт Дюрер. «Адам и Ева», 1507 год, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public domain

Несмотря на общие характеристики развития, между итальянским и Северным Возрождением немало различий. Например, гуманистические идеи в Италии расцветали на фоне сильной католической церкви. Поэтому на полотнах Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти изображены по-новому, но все же Мадонны.

В Германии 15 века все было иначе: в обществе уже назревали изменения в мировоззрении, которые позже вылились в Реформационное движение. Поэтому Возрождение здесь имело вид религиозного обновления. Например, место алтарных образов быстро заняли светские портреты, натюрморты и пейзажи.

Еще одно отличие связано с особым местом природы в искусстве Северного Возрождения. В итальянском Ренессансе пейзажи тоже набирали популярность: например, на заднем плане «Моны Лизы» есть фрагмент пейзажа. Теперь человек и природа существуют на полотнах вместе. Но на севере природа воспринималась иначе — как олицетворение божественного начала. Этот символ гармонии и связи человека с богом привлекал творцов Северного Возрождения, что нашло отражение в развитии жанров пейзажа и натюрморта.

Кто были главными творцами Северного Возрождения?

Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини», 1434 год, Национальная галерея, Лондон © Public domain
Ян ван Эйк. «Портрет четы Арнольфини», 1434 год, Национальная галерея, Лондон © Public domain

Северное Возрождение началось с Яна ван Эйка. В его картинах можно увидеть темы, символику, внимание к деталям, свойственные нидерландской живописи вплоть до 17 века. Часто он работал в формате миниатюр, характерных для Средневековья, но с огромным количеством деталей и стремлением к максимальной реалистичности.

Альбрехт Дюрер. «Автопортрет», 1500 год, Старая пинакотека, Мюнхен © Public domain
Альбрехт Дюрер. «Автопортрет», 1500 год, Старая пинакотека, Мюнхен © Public domain

Одним из первых в Германии интерес к миру и человеку выразил Альбрехт Дюрер. Он блестяще владел кистью и карандашом, но в историю вошел прежде всего как мастер ксилографии — гравюры на дереве. Уже при жизни он был настолько популярен и востребован, что сумел повысить статус художника в немецком обществе: из ремесленника, которому даже работы подписывать казалось необязательным, он превратился в творца и деятеля искусства.

Иероним Босх. «Корабль дураков», 1495–1500 годы, Лувр, Париж © Public domain
Иероним Босх. «Корабль дураков», 1495–1500 годы, Лувр, Париж © Public domain

Другой крупнейший мастер этого периода — Иероним Босх. Его живопись очень авторская: до сих пор нет единой трактовки творчества художника. Его картины можно рассматривать часами. Почему в аду Босха играет музыка, какое место на полотне занимают летающие рыбы, откуда на голове героя воронка — эти вопросы часто вводят зрителя в недоумение. Но на самом деле работы Босха раскрывают человеческие пороки и учат зрителя их обходить.

Питер Брейгель Старший. «Безумная Грета», 1562–1564 годы, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен © Public domain
Питер Брейгель Старший. «Безумная Грета», 1562–1564 годы, Музей Майера ван ден Берга, Антверпен © Public domain

Под сильным влиянием Босха находился другой гений нидерландского Возрождения — Питер Брейгель Старший. Он тоже обличал и высмеивал грехи. На его работах первостепенное место занимал именно человек. Причем художник впервые превратил в героя искусства простого крестьянина. Часто Питер Брейгель Старший объединял свои работы в циклы. Самые известные из них — «Времена года» и гравюры «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей».

Какие шедевры создавались в рамках Северного Возрождения?

Альбрехт Дюрер. «Четыре всадника», 1498 год, Государственный кунстхалле, Карлсруэ © Public domain
Альбрехт Дюрер. «Четыре всадника», 1498 год, Государственный кунстхалле, Карлсруэ © Public domain

В рамках Северного Возрождения создали немало мировых шедевров, но выделить среди них картину-символ вряд ли получится. Гравюры Альбрехта Дюрера или пейзажный цикл «Времена года» Питера Брейгеля Старшего — образцы мирового искусства. Их связывает общая эпоха с ее вниманием к деталям и желанием изобразить проблемы человеческой души. Но эти произведения очень разные, ведь внутри Северного Возрождения сосуществовало множество оригинальных направлений и национальных школ.

Пожалуй, самое загадочное и известное произведение Северного Возрождения — «Сад земных наслаждений». Работа Иеронима Босха выполнена в виде триптиха — складного трехстворчатого произведения искусства. На его наружных створках — предыстория к тому, что помещено автором внутрь триптиха. Здесь изображен мир на третий день после сотворения: земля уже освещена солнцем, покрыта зеленью и окружена водой. Но людей еще нет.

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений», 1500–1510 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public domain
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений», 1500–1510 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public domain

Внутри триптиха на левой створке изображены рай и Эдемский сад. Бог подводит Еву к только что проснувшемуся Адаму. По саду гуляют мифические и реальные животные.

Иероним Босх. «Сад земных наслаждений», фрагмент, 1500–1510 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public domain
Иероним Босх. «Сад земных наслаждений», фрагмент, 1500–1510 годы, Национальный музей Прадо, Мадрид © Public domain

Центральная часть триптиха — сам Сад земных наслаждений. Тут образы, в которых каждый зритель видит свой смысл. Однако центральный мотив узнать можно без подсказок — это греховность похоти. Поэтому плотские утехи показаны здесь в самых разнообразных вариациях. На правой створке внутри — ад. Его часто называют музыкальным, потому что здесь грешников пытают музыкальными инструментами. На некоторых из них даже нарисованы ноты.

Что еще можно почитать о Северном Возрождении?

Губерт ван Эйк и Ян ван Эйк. «Три Марии у Гроба Господня», 1425–1435 годы, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам © Public domain
Губерт ван Эйк и Ян ван Эйк. «Три Марии у Гроба Господня», 1425–1435 годы, Музей Бойманса — ван Бёнингена, Роттердам © Public domain

Чтобы полнее составить картину Северного Возрождения, предлагаем почитать эти книги 👇

Александр Степанов. «Искусство эпохи Возрождения. Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия». Детальный и отлично иллюстрированный рассказ об искусстве Западной Европы той поры. В книге ярко представлено творчество и художественное видение всех великих мастеров Северного Возрождения.

Отто Бенеш. «Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями». Еще одна содержательная книга об искусстве Северного Возрождения. Автор раскрывает духовную и интеллектуальную атмосферу эпохи, что помогает изучить творчество деятелей искусства в историческом контексте.

Михаил Либман. «Дюрер и его эпоха». Книга специалиста по Северному Возрождению отлично раскрывает особенности эпохи, в которую жил художник.

Валерия Косякова. «Код Средневековья. Иероним Босх». Из этой книги можно узнать не только о жизни художника, но в первую очередь о тех смыслах, что заложены в его произведениях.

Северное Возрождение повлияло на все европейское искусство, особенно сильно изменив нидерландскую живопись. В этот период место человека в мире было пересмотрено: теперь он со своими идеями, мечтами и пороками превратился в центральную фигуру искусства. В России коллекцию работ художников Северного Возрождения можно увидеть в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Банк ВТБ является давним спонсором и партнером этого музейного комплекса.