Все большую популярность с развитием технологий приобретают IT-профессии. Как мы недавно выяснили, выпускники школ все больше хотят разбираться в технологиях, поэтому и выбирают информатику как один из экзаменов. Но можно ли научиться быть высокопрофессиональным специалистом в области программирования, дизайна, разработчика игр или приложений, не выезжая из Абакана? Для этого и открылась Школа креативных индустрий Республики Хакасия, чтобы познакомить детей со всеми этими премудростями. И сегодня мы побеседовали с преподавателем студии дизайна этой школы — Евгенией КУРЧЕНКО — и узнали ее путь в творческую профессию.
— Профессия дизайнера включает в себя множество направлений. Женя, расскажи, как ты нашла свое и почему пошла по этому пути?
— Не сразу нашла свое направление, хотя примерно понимала, что мне интересно. Всегда была потребность выражать свои впечатления в образах, не только в визуальных, но и в словесных. Знаешь, я как бы балансировала между ними. Точно бы не стала заниматься тем, к чему не лежит душа.
Поиски были в области режиссуры, литературной и театральной критики, дизайна, современного искусства… А потом нашла свой «рецепт» — это иллюстрация. Сегодня считаю себя именно иллюстратором, для меня это рассказ с помощью картинки. А потом неожиданно стала преподавателем.
— Должен ли дизайнер хорошо рисовать?
— Дизайн — это визуальное решение определенной творческой задачи. На это решение влияет множество факторов: какую идею заложить, какими средствами рассказать, сфера применения и так далее. Важно, умеешь ли ты думать, а не рисовать красивые картинки. Я знаю людей, которые не умеют рисовать, но являются востребованными дизайнерами.
— А как проходили твои годы студенчества?
— Поступила в Красноярский государственный университет на факультет «Филология и журналистика», на специальность «литературный критик». В это время с головой погрузилась в литературу, языкознание, философию, занималась научными исследованиями, специализировалась на современном театре. Мы читали по 250 страниц в день, везде: в автобусах, по ночам, во время еды… Если бы не филфак, вряд ли бы я прочла столько книг даже за всю жизнь! Предлагали остаться в аспирантуре, но науки явно переела, хотелось попробовать что-то новое.
После университета работала художником в управлении федеральной почтовой связи. Там было всего два художника — я и коллега, который уже давно работал в управлении и научил меня всем нюансам. Но ленился придумывать что-то новое, поэтому за весь креатив отвечала я. Потом устроилась на большой завод дизайнером упаковок и работала с дизайном почти всей еды, которая продается в магазинах. Потом стала фрилансером… Но, как и у любой профессии, в работе дизайнера есть издержки. Обязательно нужно выполнять любые задачи, которые тебе дают, не ты выбираешь проект, а он тебя. И часто задачи попадаются однотипные, такие, которые не дают тебе развития. Поэтому я стараюсь, чтобы десять процентов проектов были благотворительными и приносили мне чистое удовольствие.
Однажды мне написала увлеченная историей девушка и попросила упаковать стартап в уютно нарисованную форму. Это была идея аудиоспектаклей для детей, написанных по всем правилам хорошей сказки, но также содержащих фактическую информацию об исторических событиях. Так появился проект «ДИП» — «Детские Исторические Подкасты». Особенность проекта в том, что в озвучивании участвуют сами дети. Сценарий создает писательница вместе с историками, а актерскому мастерству дети учились у профессионалов.
— Есть ли художники, дизайнеры, чьи работы тебя вдохновляют? Пока ты искала себя, копировала их стиль?
— В принципе я всегда вдохновляюсь людьми. Каждый день начинаю с того, что смотрю работы разных художников, дизайнеров, подсматриваю авторские техники. Считаю, что насмотренность — необходимая составляющая профессионализма в этой сфере. А насчет копирования чужих работ — это может быть способом обучения, конечно, если ты указываешь автора. Или если хочешь перенять способ мышления, технические фишки, то копирование — тоже хороший способ. Например, был у меня период, когда из материалов была доступна только тушь. Тогда я копировала работы Ральфа Стедмана, британского иллюстратора, так как нужно было раскрепостить нарисованную линию, сделать её живой. Когда работала масляными красками, то копировала манеру Николая Ивановича Фешина. Последние мои фавориты — похожие друг на друга Феликс Шайнбергер и Ян Феннели.
Считаю, что профессия дизайнера сейчас востребована, потому что все люди любят находиться в красивом пространстве, среди красивых вещей, смотреть на них в течение дня. Дизайнер — это тот, кто находит гармонию и баланс в любых сферах. Другой вопрос, что будет с этой профессией на фоне развития нейросетей? Посмотрим.
— Женя, а как ты стала преподавателем в Школе креативных индустрий в Абакане?
— Была сначала у меня команда мечты, когда работала в дизайн-студии. Потом десять лет я была сеньор-дизайнером — одиночкой, и вся коммуникация проходила онлайн. Было развитие: проекты усложнялись, база клиентов увеличивалась, но очень стало не хватать живого общения и возможности делать более масштабные проекты. Тогда я стала вновь подумывать о том, чтобы найти команду. Школе креативных индустрий в тот период как раз требовался дизайнер. Решила вспомнить свою педагогическую практику, и теперь я веду у школьников занятия по дизайну. И вместе с этим учимся креативно мыслить.
— Чем именно вы занимаетесь на уроках, и какое отношение к этому имеет креативное мышление?
— Мы изучаем основы графического дизайна, работаем в графических редакторах. А что касается креативного мышления... Учимся ставить себе задачи и решать их разными способами, учимся думать. После обучения каждый ученик получает сертификат, у него уже есть свое личное портфолио, и он может полноценно работать в этой профессии. Кроме того, ребята посещают бесплатные мастерклассы, концерты, кинопоказы, встречаются с людьми из культурной среды. Большинство из мероприятий открыто для посещения, прийти и приобщиться к искусству и креативным индустриям может каждый совершенно бесплатно!
Мне нравится работать с подростками, потому что они все разные, в процессе обучения узнают себя, понимают, что им нравится, а что нет. Нравится наблюдать, как они постепенно растут в дизайне. И знаешь, дети делают реально крутые проекты. Можно много лет мечтать поучаствовать в выставке, но вот после двух месяцев занятий ребята студии дизайна устроили выставку плакатов в жанре хоррор. Многие всю жизнь мечтают придумать и нарисовать свою графическую историю, но так и не решаются, потому что это сложно и долго. К Новому году мы нарисовали 64-страничный комикс-альманах из графических историй про водяного кролика. По всем законам жанра. Весной ребята сделали мультфильм, работали как полноценная студия, а сейчас создают еще один. В общем, планы у нас самые амбициозные. Маленькими шажками делаем большие дела.
— Творческая работа — дело очень энергозатратное. Как ты перезагружаешься?
— Начинается все с отсутствия визуального и звукового шума. Потом идет хороший кофе, вкусная еда, красиво выложенная на тарелке. Цветы на столе. И закончиться перезагрузка может походами на выставки, концерты, встречами с подругами или поездкой как можно дальше от цивилизации на месяц или два. Где не будет связи, интернета, где можно дышать свежим, еще лучше сосновым, воздухом и читать книгу.
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Евгении Курченко