Бывают встречи, которых ждёшь с особенным трепетом, не до конца веря, что они когда-нибудь случатся. Так и с мечтой увидеть храм села Пёт, что расположен в 220 километрах от Тамбова, в Пителинском районе Рязанской области. Майские праздники окутали дождём и холодом, но ехать всё же решились, и вот грандиозный храм села Пёт, фотографии которого на "Соборах.ру" несколько месяцев не давали нам спать, наконец разрешил на себя взглянуть.
Точным и поэтичным показалось описание авторов книги "Рязанские достопамятности" Г. К. Вагнера и С. В. Чугунова:
«Фантазия зодчего придала пяти куполам храма удивительно вытянутые формы, похожие на застывшее пламя свечи. В шатровой колокольне тоже подчёркнуто сужение вверх. Её четверик почти незаметно переходит в шатёр. Это сообщает образу постройки какой-то мемориальный характер. Словно пламя шести жертвенных свечей замерло и окаменело в вершине храма. Не следует ли видеть здесь некий символ? Но и на этот вопрос мы не находим ответа».
Древнерусский шатёр или готический замок? Словно и впрямь задрожали свечи на свежеиспечённых пасхальных куличах.
Проект церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, выполненной в стиле эклектики с элементами т. н. северного модерна и неорусского стиля, был разработан инженером-архитектором Александром Георгиевичем Молокиным (1880-1951), сыном живописца Георгия Молокина. Это был дипломный проект Александра Георгиевича, обучавшегося в ту пору в Институте гражданских инженеров. За него Молокина удостоили золотой медали. При строительстве храма в 1912-1913 годах были использованы конструкции из железобетона, система калориферного отопления. Архитектор спроектировал ряд административных зданий в Тамбове, Зарайске, Пензе и Харькове, но церковь у него была только одна - пётская.
Храму суждено было прослужить верующим лишь около десяти лет, а затем - как сотням и тысячам прочих сельских соборов - стать хранилищем сельскохозяйственных продуктов. В советское время в церковь въезжали грузовики и даже трактора, подвал использовался как холодный погреб...
А теперь представьте радостное недоумение, когда держишь в голове вот такую картинку:
... а затем видишь, каким стал храм сейчас:
Территория храма, чистая, ухоженная, любовно оберегаемая, новенькие двери с замками, водосточные трубы и желоба, подновлённая кладка в тех местах, где поставили новые купола, пластиковые окна на верхнем ярусе и заботливо прилаженный гипсокартон внизу - всё это не оставило сомнений: храмом занимаются, он не погибнет!
Увидев замок, расстроились, что не удастся посмотреть внутреннее убранство, редкую для сельских храмов уцелевшую фреску с изображением Ефрема Сирина.
Но тут в глаза бросилось объявление:
Набрались духу, позвонили - и на два часа погрузились в историю села, в удивительное общение с одной из хранительниц святыни Марией Ивановной Сушиной. Мария Ивановна рассказала, что восстановительные работы ведутся уже восемь лет, туристов приезжает много, храм понемногу преображается, находятся жертвователи, помогают волонтёры. Но сейчас трудные времена, а работы прекращать нельзя.
Величественному памятнику архитектуры по-прежнему нужна помощь. Кстати, удобнее всего сделать это в группе Вконтакте через кнопку "Пожертвовать" или переводом на один из телефонных номеров, указанных в объявлении. В группе подробно рассказано о ходе восстановительных работ. Если нет возможности помочь материально, можно приехать и поработать.
В церкви три престола: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, второй - в честь Георгия Победоносца, третий - Николая Угодника.
Службы ведутся не каждое воскресенье, только по большим праздникам. Например, будет служба 6 мая, в день Памяти Великого Георгия Победоносца, в один из престольных праздников. Кстати, в храме отреставрированы впечатляющие своими размерами и невероятной акустикой хоры для певчих. Из окон падает свет, так что в самый хмурый день внутри ясно и благостно.
Когда-то здесь висела грандиозных размеров хрустальная люстра.
В небольшой комнатке на хорах расположен краеведческий музей, собранный местными жителями.
Но самое грандиозное - конечно, колокольня. Нам разрешили подняться по свежесколоченной волонтёрами деревянной лестнице (спасибо за колоссальный труд!) и позвонить в колокола.
Колокольный звон можно послушать в этом видео.
Открываются вокруг такие просторы, что захватывает дух.
Видно припорошённые черёмухой домики Пёта (раньше в селе было 3500 жителей, сейчас - 134), кладбище, кромку дальнего леса, где летом, по словам Марьи Ивановны, очень много грибов.
Есть у храма и другие чудеса и секретики. Обратите внимание на уникальную кирпичную кладку:
Стена словно целиком состоит из крестов. Кирпичи так подогнаны друг к другу, что на каждые два прямоугольных в середине, приходится по два коротких снизу и сверху.
На территории храма установлен памятник помещику Михаилу Кошкарову, построившему деревянную церковь, что стояла здесь прежде.
А ещё при храме живёт редкой красоты кошка Мурка. Можно приехать и забрать в хорошие руки. Хотя лучших рук, чем у Марии Ивановны и Лидии Андреевны, трудно пожелать. Кошка спит на личном тёплом тулупе в комнатке одного их храмовых приделов.
Вот так тепло и заботливо нас встретили, всё показав и рассказав, не пожалев для чужих людей двух часов своего времени. А ведь такие, как мы, весной и летом приезжают полюбоваться архитектурным шедевром в Пёте почти каждый день!
Расстались с Марией Ивановной как родные, обещали приехать ещё. Обязательно побывайте здесь и вы, если будете на Рязанской земле!
P. S. Так как мы всё время общались с Марией Ивановной, фотографии делали наши юные фотокоры Женя Третьякова и Аня Дубровина.