Найти тему
Man In Space

Чтение пророков с экологической точки зрения

Не секрет, что основная весть пророков была направлена против несправедливости, которая творилась внутри Израиля. Но даже в основных темах пророки используют образы важные для применения в современых экологических дебатов. Они сравнивают послушание животных с непослушанием людей: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» Ис 1:3 или «И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня» Иер 8:7, что говорит об осознании пророками упорядоченности творения.

Также этика межличностного общения, которая была другой основной темой, имела компоненты, которые могут иметь значение для заботы о творении. Они осуждают нарушение древних законов, которые запрещают перемещение границ соседей: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле» (Ис 5:8). Это имело не только личный, но и экологический ущерб: «Десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу» (Ис 5:10).

Это примеры лежащие на поверхности, и они не всегда прямо применимы к сегодняшним проблемам: разумеется они не думали о устойчивом развитии или загрязнении, но, как уже было сказано, думали о справедливости или несправедливости. Однако, у пророков есть многое, что касается природы самой по себе и о человеческой ответственности за ее сохранение и уход.

В своей книге «Космический завет» (1992) Роберт Мюррей исследует идею о более древнем и всеобъемлющем завете, чем любой другой обращающий на себя внимание исследователей, который упоминается в Ветхом Завете и особенно в корпусе пророков. Другие заветы связаны с людьми и народами, а этот связан с отношением Бога к тварному миру и его плодородию.

Согласно Мюррею, мы можем видеть идею того, что он называет «космическим» заветом, лежащую в основе отрывка Исаия 24:1-13: «Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней... Сетует, уныла земля... осквернена под живущими на ней, ибо они... нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».

«Вечный завет», который был нарушен здесь, безусловно, не является Синайским заветом, который был возложен только на Израиль, но неким заветом, который охватывает весь человеческий род. Нарушение этого завета приводит к уничтожению всей земли и вызывает космический хаос.

Тема «перевернутого с ног на голову мира» всплывает во многих пророческих отрывках, как, например, в Иеремии: «Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста [фраза, используемая в Бытие 1:1 для обозначения первобытного хаоса], — на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, Кармил — пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его» (Иер 4:23-26).

Таким образом, проступки человека приводят к тому, что страдает не только человеческое сообщество, но и сам физический мир. Многие вещи в пророческих книгах становятся более понятными, если учесть, что люди в Древнем Израиле верили в завет между Богом и миром. Например, довольно часто можно обнаружить идею того, что человеческий грех влияет на плодородие земли. Яснее всего это проявляется у Аггея, говорящего о неурожаях, которые омрачали жизнь общины, пытавшейся переселиться в Иудею после Вавилонского изгнания: «Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. — За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» (Агг 1:9-11).

Человеческий грех, который произвел этот ужасный эффект — это пренебрежение пророческим призывом восстановить разрушенный Храм. Связь между грехом и физической экологической катастрофой очень очевидна и Аггей продолжает тему в главе 2 (см. Агг 2:15-19).

Восстановление, обещанное Богом, утверждает Мюррей, представлено с точки зрения обновленного соглашения с тварным миром. Это поразительно видно в отрывке Ос 2:21-22: «И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель». Здесь присутствует своего рода «брак неба и земли», что подразумевает восстановление изначальной гармонии между человеческими существами, и животными,и физическим миром. В отрывке, непосредственно предшествующем этому, об этом говорится аналогичным образом: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле...» (Ос 2:18). Таким образом, в этих образах, мир как бы возвращается на правильный путь, с гармоничными отношениями между всем творением.

Похожее видение космической гармонии содержится в знаменитом отрывке из книги Исайи 11 о «мирном царстве», где волк живет с ягненком и т. д. И здесь опять весь мир, а не только Израиль, должен быть так же полон познания Бога, как море полно воды. Восстановлен правильный порядок, такой, каким он был при сотворении мира.

Идея «космического завета» может быть актуальна для современных экологических дебатов, но ее применение к современной ситуации, возможно будет сложным. Как уже говорилось, пророки Израиля были сосредоточены на том, что Бог сделал и будет делать, а не на конкретных действиях людей. Однако мы можем использовать пророческую критику, чтобы получить руководство для наших собственных забот сегодня. В пророчествах мы видим тему космического завета, который свидетельствует о связи между поведением людей и окружающей средой. Идеальное состояние гармонии между человеком и вселенной, выраженное в братском отношении к физическому и животному миру, а также в хороших отношениях между людьми и народами, приведет к благословению в окружающей среде.

Ветхий Завет признавал необходимость заботы о физической среде, основанной на творческих намерениях Бога, и космический порядок поддерживался через ритуалы. Пророки фокусировались на этике поведения, направляя внимание на благополучие человеческого общества. Этическое поведение, а не ритуалы, обеспечивало благополучие созданного порядка. Мир и гармония на земле достигались через справедливость и праведность в поведении.