Найти тему
Гуляем по Царицыну

На день рождения — к Богу и «сюда»

Екатерина Великая при всей любви к приемам и маскарадам недолюбливала свой собственный день рождения. Из некоторых свидетельств мы узнаем, что она предпочитала в этот день ходить в церковь, а в последующие дни — выезжать на природу.

Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Автор - Неизвестный художник. Конец XVIII века. Россия, мастерская Д. Г. Левицкого. Можно найти на постоянной экспозиции «Великая Екатерина и её время»
Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Автор - Неизвестный художник. Конец XVIII века. Россия, мастерская Д. Г. Левицкого. Можно найти на постоянной экспозиции «Великая Екатерина и её время»

Первый день рождения в России

«Наконец, 21 апреля 1744 года, в день моего рождения, когда мне пошел пятнадцатый год, я была в состоянии появиться в обществе, в первый раз после этой ужасной болезни. Я думаю, что не слишком-то довольны были моим видом: я похудела, как скелет, выросла, но лицо и черты мои удлинились; волосы у меня падали, и я была бледна смертельно. Я сама находила, что страшна, как пугало, и не могла узнать себя. Императрица прислала мне в этот день банку румян и приказала нарумяниться», – пишет будущая императрица в своих мемуарах.

Так она вспоминает свой первый после приезда в Россию день рождения. На 13 день по прибытии в новую для себя страну София Августа «схватила плеврит, от которого чуть не умерла». «Я оставалась между жизнью и смертью в течение двадцати семи дней». И, конечно, встав на ноги после такого испытания, юная 15-летняя девушка ждала другого приема. Но ей лишь недвусмысленно указали, что надо бы подрумяниться. Неудивительно, что воспоминания о дне рождения остались не лучшие.

Позже были и другие случаи, когда прямо перед днем рождения Екатерина оказывалась взаперти в своей комнате — и выход оттуда совсем не радовал. Например, после ареста канцлера Бестужева, с которым — несмотря на первоначальную неприязнь — она установила тесные политические отношения, она ждала собственной высылки. Судьба ее зависела тогда от решения императрицы Елизаветы.

«На этот раз я должна была быть уверенной, что меня не отошлют, так как меня просили даже не говорить об этом. Но я находила нужным не выходить и продолжать оставаться у себя в комнате, как будто я ждала решения моей судьбы только от второго разговора, который я должна была иметь с императрицей, — вспоминала в мемуарах Екатерина.
Этого разговора я ждала долго. Помню, что 21 апреля, в день моего рождения, я не вышла. Императрица велела мне сказать в час своего обеда через Александра Шувалова, что она пьет за мое здоровье; я велела ее благодарить за то, что ей угодно было вспомнить обо мне в этот день, как я говорила, моего несчастного рождения, который я проклинала бы, если бы не получила в тот же день святого крещения».

Императорский день рождения в Мытищах

В этом признании, возможно, кроется секрет того, что в дни своего рождения императрица любила посещать службы. Остались свидетельства того, как проходил ее праздник в мытищинском селе Тайнинское в 1767 году:

«В высокоторжественный день рождения Ея Императорского Величества <…> находившиеся при свите Ея Императорского Величества и вновь прибывшие кавалеры приносили Ея Императорскому Величеству со днём рождения Ея Величества поздравление, которых изволила жаловать к руке, и в провожании оных изволила проходить в приходскую села Тайнинского церковь и слушать Божественную литургию, которую отправлял придворный и села Тайнинского священники собором».

После службы императрица вернулась к себе в покои, откуда вышла лишь на обед. Весь день после утреннего посещения церкви она предпочла пробыть в одиночестве. И лишь к вечеру «Ея Величество изволила выходить в столовую комнату и с кавалерами забавляться в шахматы, а в обыкновенное время кушать вечернее кушанье обоего пола в 18-ти персонах».

Известно также, что в 1775 году — в год покупки Черной Грязи — Екатерина в свой день рождения также была в церкви. Сохранилось целиком «Слово в день рождения Ея Императорского Величества», произнесенное Митрополитом Московским Платоном (Левшиным) «в Москве в придворной церкве, в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, и ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЫСОЧЕСТВ».

-2

А после церкви — «сюда»

Отметив очередной год жизни службой в церкви, уже 4 мая 1775 года Екатерина отправилась «сюда». То есть в будущее Царицыно, как же без любимых мест. В письме к Ф. М. Гримму она так описывала первое посещение своего будущего имения:

«Милостивый государь, письмо ваше я получила в ту минуту как садилась в экипаж, чтобы ехать сюда. Комментарий на слово «сюда»: Ея Императорскому Величеству прискучило бродить по лугам и долам села Коломенского, где предоставляется на выбор или мочить ноги, или карабкаться на горы наподобие козы; и вот, в один прекрасный день, Ея Величество изволила выехать на большую дорогу, которая ведёт из Москвы в Каширу. Такой город существует на земле, хотя его на карте, может быть, и нет. Дорога привела к огромному пруду, рядом с которым был ещё пруд больше и живописнее; и этот пруд принадлежал не Ея Величеству, а соседу её князю Кантемиру. Ко второму пруду примыкал ещё третий с извилистыми берегами».

Считается, что это было решающее посещение — после дня рождения и прямо перед покупкой. Купчая на 25 тыс. рублей на село Чёрную Грязь с деревнями Орехово, Шайдрово и Хохловка была совершена 25 мая, а 2 июня за 5 тыс. рублей Екатерина II приобрела у кн. И. А. Трубецкого «достальную часть имения». О радостном событии она вновь сообщала Гримму:

«Тотчас по совершению купчей принялись за стройку, и через две недели, благодаря нашим деревянным сооружениям, я уже могла переселиться сюда… Но моё новое имение не называется «сюда»: я его назвала Царицыным, и по общему мнению это сущий рай».

Так что, друзья, все дороги ведут «сюда» — в Царицыно. И какую бы тему о Екатерина Великой мы ни начинали — хоть про любовные связи, хоть про военные победы, хоть про дни рождения — мы всегда возвращаемся «сюда». В место, которое когда-то приманило будущую императрицу и которое по сей день притягивает миллионы посетителей.