Любящие НАСА как родную мать люди при упоминании кинопроекта "Вызов" часто начинают уповать на то, что первым-то фильмом на орбите стал "Апогей Страха", кинодетище (тут должно быть другое похожее слово, но мы не станем его употреблять) космического туриста Ричарда Гэрриота, по-быстрому снятого в 2001-м году во время пребывания на МКС. Фильм назван "короткометражным комедийным", но однозначно согласиться можно только с первым определением.
Кстати, самого мистера Гэрриота на Западе уважительно называют "частным исследователем Космоса". Если он изучал Космос в том же духе, в котором снял своё незабвенное кинопроизведение продолжительностью 7 минут 45 секунд (из которых 2 минуты идут вступительные титры и минуту - финальные), то наши знания о Вселенной не только не продвинулись вперёд, но и откатились назад...
Несмотря на то, что чисто формально этот гэрриотский "фильм" основан на сюжетных линиях фантаста Трейси Хикмана, а также содержит отсылки к нескольким фантастическим фильмам, сам по себе представляет из себя коряво снятые на камеру и бессмысленные по сути диалоги между собой астронавтов и одного из наших космонавтов по имени Yuri Valentinovich Lonchakov (другие двое россиян - Kononenko и Volkov - отказались от участия в съёмках, видимо, предвидя скорбный результат всего этого мартышкиного труда) на разнообразные темы, все связанные, однако, с Гэрриотом, который улетел недавно на "Союзе" обратно домой.
Однако мистер Ричард, как выясняется, никуда не улетел, а продолжает торчать под потолком одного из модулей станции. Причём, если судить по его крайне довольному лицу, торчал он там в широком смысле этого слова.
За то короткое время, которое отведено нам на просмотр данного киночуда, астронавты начинают подозревать (исходя из повышенного расхода кислорода), что на станцию проникли инопланетяне и готовятся её захватить. Пришельцы в итоге не обнаружены, зато, следом за ухмыляющимся Гэрриотом, обнаружена также мама "частного исследователя космоса", которая прилетела к нему в гости (видимо, на метле, потому что никакие корабли за это время не пристыковавались к МКС). Мама тоже торчит в широком смысле, потому что сразу же начинает выговаривать экипажу МКС, что у них не подстрижены газоны.
Завершается произведение сценой прощания Гэрриота и мамы-Гэрриот со спешно улетевшими на Землю астронавтами, которые, видимо, сообразили, что для их психики опасно оставаться сразу с парой таких туристов. Ричи машет им рукой и обращается к мамочке со словами "Мы выиграли ужин", окончательно ставя маленький очаровательный крестик на осмысленности своего кинотворения.
Теперь вы тоже можете посмотреть, ниже в статье, этот самый "первый снятый в Космосе фильм" и подумать, а так ли уж плох и лишён интересности российский "Вызов", о котором мы вам недавно докладывали.
Единственный приятный момент, о котором можно говорить в данном случае - американские астронавты перед камерой ведут себя позитивно и раскованно, разительно отличаясь этим от наших космонавтов, которые (все вообще, а не только снявшиеся у Гэрриота) обычно малоэмоциональны и суровы. Это свойство не только у представителей астронавтики, но и в целом у американцев. Однажды автор смотрел фильм "Дискавери" о рабочих карьера где-то на Аляске. Удивило, что любой экскаваторщик, говоря на камеру, вёл себя легко и непринуждённо, как будто каждый день светится на экранах. А вот в России до сих пор, несмотря на 30 лет тотальной видеокамеризации и фотообъективизации, очень многие чувствуют себя скованно, когда их начинают снимать. И это создаёт огромную разницу в менталитетах наших народов.
Смотрите шедевр режиссёра Ричарда Аллена Гэрриота "Апогей Страха":
Алексей Королёв, историк кинокосмонавтики