Есть мнение, что протестантская этика, прославляющая обогащение честным трудом, весьма способствует экономическому развитию стран. В отличие от католицизма и православия, богатство – в целом – осуждающих. Ибо проще верблюду протиснуться через игольное ушко, чем человеку с часами Breguet на руке – в Царствие Небесное. Если он не патриарх, конечно.
О буддизме, проповедующим уход от мира, и речи нет.
...Это мнение не было дано мне в комментариях, – только в частной беседе, – но, оказывается, оно ещё живо. «Ещё» – поскольку в отечественное информационное пространство оно попало, как элемент пропаганды начала 90-х годов. В методички же, из зарубежного дискурса примерно столетней к тому моменту давности. Тезис, согласно которому протестанты предпочитают слаще есть, а католики дольше спать, имел хождение в англоязычных странах, но – это важно подчеркнуть – давно дело было. В середине прошлого века суждения о преимуществах протестантизма на Западе уже трактовались, как не политкорректные.
Причём, политическая корректность – в то время, – хорошее было время, – ещё не приобрела гипертрофированных, деструктивных форм. Просто, некоторые вещи считалось говорить неприличным. В первую очередь это касалось очевидных глупостей.
И кстати о глупостях. Преимущества протестантизма – глупость, потому что утверждение не выдерживает проверки. Сравнение успешности и благосостояния приверженцев разных религиозных течений даёт значащий результат, только при прочих равных. То есть, между жителями одной страны, принадлежащими к одной ж социальной группе. Проблемы здесь нет никакой, ибо многоконфессиональные страны весьма многочисленны.
Дают же такие сравнения… результаты разные, – найти можно любые. Но если обобщить выводы, то наиболее эффективными экономически являются иудаизм и атеизм (лучше в сочетании). Протестанты, конечно, успешнее растаманов, но на фоне пастофариан смотрятся бледно, а от католиков, православных, мусульман и буддистов не отличаются в пределах статпогрешности.
...То есть, идея, вроде бы, верная. В числе самых богатых стран протестантсткие – преобладают. И протестантизм действительно, подобно исламу, обогащение активно одобряет. Но почему верная идея – не работает?
Просто, телега здесь ставится впереди лошади. Сначала в обществе получают развитие капиталистические отношения и формируется соответствующая новым общественным реалиям этика. Реформация – при которой религия добровольно или насильственно подгоняется под актуальные ценности общества – это уже потом. И не обязательно. Религия – общественный институт, и последние пару веков – далеко не из самых важных. Если она не хочет играть по правилам общества… Это только её проблемы.
Но она всегда хочет. Даже если это радужные правила.
Религия – очень сговорчива.
...Кто-то вспомнит про страны Ближнего Востока, где религия не прогибается, а сама кого угодно нагнёт. Но – это отдельная проблема, связанная именно с развитием и ценностями обществ, в которых религиозная рознь (а значит и самоидентификация) до сих пор выполняют функции, в Европе давно взятые на себя национализмом.