Найти тему
Журнал "Лучик"

Будут ли дети умнее, если их родители учатся?

Что такое наследственность? Это передача признаков и свойств от родителей к детям. Например, если у отца и у матери голубые глаза, дети тоже будут голубоглазые.

А если, предположим, родители много занимались спортом, развивали силу, то дети у них тоже будут сильные?

- Да! - отвечал Жан-Батист Ламарк. - Если существо развивает в себе какой-то признак, он может перейти к потомкам!

- Нет, - возражали ему Чарльз Дарвин и следом за ним многие генетики, - приобретённые признаки не наследуются.

Этот спор ведётся с начала XIX века. Сначала учёные склонялись на сторону Ламарка. "Как, например, образовался жираф? - говорил он. - Его далёкие предки вряд ли отличались от обычных антилоп. Но они тянули шею, чтобы добраться до верхушки дерева, и это свойство переходило от родителей к детям, постепенно усиливаясь".

Самотерий, предок жирафа. Обитал в миоцене 13 - 2,58 млн. лет назад
Самотерий, предок жирафа. Обитал в миоцене 13 - 2,58 млн. лет назад

Потом появились работы по эволюции Дарвина, статьи по генетике Грегора Менделя, и оказалось, что объяснить эволюцию и различия можно проще, с помощью генов и их мутаций. Потом была открыта ДНК, механизмы репликации, починки повреждений. Казалось бы, про наследование мы теперь знаем всё. Оставались, правда, вопросы... Почему геномы человека и кошки на 90% совпадают, хотя мы очень непохожи? Для чего у нас в ДНК огромное количество копий некоторых генов, причём, в разных вариациях?

Потом учёные нашли у нас гены совсем древние, от каких-то одноклеточных простейших, и стали подозревать, что в наследовании не всё так просто!

Сначала об этом заговорили ботаники и агрономы. Они давно знали, что если кукуруза растёт на кислой почве, её зерна темнеют, и если их потом посеять в обычную почву, зёрна всё равно будут тёмными, и так на протяжении нескольких поколений. "Мутация" - объясняли генетики. Мутация? Такая одинаковая и направленная? А когда через несколько поколений зёрна возвращают обычный цвет, она "размутируется" обратно? Генетики пожимали плечами, а явление было записано как не объяснённое. Даже термин был придуман, эпигенез.

Добавьте описание
Добавьте описание

Потом оказалось, что эпигенез работает и для животных, и для людей. Например, мыши, рождённые осенью, имеют более густую шерсть, чем рождённые весной, при том же световом дне и температуре. Недоедание в детстве повышает устойчивость к инфарктам у потомков. Мутациями это никак не объяснить.

Фенек и песец - лисы, приспособившиеся к среде. То есть унаследовавшие приобретённые признаки!
Фенек и песец - лисы, приспособившиеся к среде. То есть унаследовавшие приобретённые признаки!

Для того, чтобы понять, как работает эпигенез, нам нужно погрузиться вглубь клетки, в ядро. Там хранится ДНК, знакомая вам по картинкам двойная спираль. Там с ДНК специальные ферменты считывают копии, по которым потом делаются белки. Всё правильно?

Так вот, не всё! Начнём с того, что нить ДНК у нас не плавает свободно по ядру, а лежит, плотно намотанная на этакие белковые "катушки" - нуклеосомы. Для того, чтобы с ДНК что-нибудь считать или скопировать, её надо сначала размотать с этой нуклеосомы. Оказывается, нуклеосомы у нас содержат специальные метки, и чем меток больше, тем легче её найти, размотать и считать с неё ДНК. То есть, копирующие ферменты выбирают нуклеосомы, как книги по обложкам. Кстати, стоп-метки, блокирующие считывание, тоже есть. Множество "старых" генов, доставшихся нам от одноклеточных предков, лежат как раз на нуклеосомах со стоп-метками.

ДНК, намотанная на нуклеосомы. Обозначены разные виды меток
ДНК, намотанная на нуклеосомы. Обозначены разные виды меток

Дальше оказалось ещё интереснее. Метки на "катушках" в течение жизни клетки могут ставиться и стираться. Это происходит под влиянием высокой или низкой температуры, электричества, гормонов и много ещё чего. Таким образом клетки становятся другими. Под действием особого гормона, например, ещё в эмбрионе выделяются нервные клетки, в которых и белки особые синтезируются, и электрический заряд проводится (подробнее об этом было в статье "как мы растём"). Именно поэтому из нервной клетки не получается клонировать организм: она слишком специализировалась и не сможет вернуться к первоначальному набору меток на нуклеосомах.

Теперь, когда мы стали немного понимать в эпигенезе, посмотрим вот такой эксперимент. Черви, нематоды и планарии, помещались в лабиринт, который надо было пройти, чтобы добраться к пище (любимый эксперимент исследователей поведения). Со временем черви учились, всё лучше ориентировались в разных лабиринтах, проходили всё более сложные. У них появилось потомство... Так вот, наследники тренированных червей с самого начала проходили лабиринты лучше и быстрее! Но как это могло получиться, ведь у родителей тренировались нервные клетки, а вовсе не те, в которых проходит размножение?

Червь нематода. Активированный ген обработан светящимся маркером
Червь нематода. Активированный ген обработан светящимся маркером

На этот вопрос ответа пока нет, есть только предположения. Нервные клетки, развиваясь, могут выделять сигнальный гормон, который влияет и на половые клетки. Или, предположим, при обучении образуется РНК, которая разносится по всему организму, работая сигналом и даже неся информацию (об этом мы тоже писали, в статье "Чем живое отличается от неживого"). Так тоже бывает в науке: явление есть, а объяснения ему пока нет. Точно так же было сначала и с эпигенезом.

Читаем дальше:

С чего начинается жизнь? Чем отличается живое от неживого? Существует ли бессмертие? Может ли мёртвое ожить?

Добавьте описание
Добавьте описание
-7

Можно купить "Лучик" на Wildberries. Можно оформить подписку на будущие номера журнала через Почту России

-8