Рубрика#изисториибрендовСаратова
Скоро 9 мая и пост будет посвящен важному и, к глубокому сожалению, утраченному бренду - саратовским самолетам.
Саратовский авиационный завод (САЗ) возник 5 августа 1937 года в связи с угрозой военного нападения на СССР и в соответствии с решением Совета Труда и Обороны СССР Саратовский завод комбайнов имени товарища Шеболдаева был переориентирован на производство авиационной техники, получив название «Завод № 292 НКАП».
В годы войны на этом предприятии было выпущено свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3. В том числе выпускались именные самолеты
Кстати, за время войны было на личные средства граждан построено и передано фронту 70 самолетов. Первым в категории персональных дарителей стал колхозник из Ново-Покровского (ныне Калининского района) Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый. Его примеру последовали десятки саратовских колхозников. Достойный вклад в Победу внесли именные самолеты Ф.3. Бунина, Е.В. Желтовой, С.Г Решетова, М.А. Савельевой, А.С. Селивановой, И.Д. Фролова и других жителей села. Имя А.С. Селивановой наносилось на три самолёта, Ф.П. Головатого - на два.14-летний школьник колхоза имени Сталина Черкасского района Саратовской области Женя Лаптев внес 29 тысяч 650 рублей, заработанных на колхозной пасеке. (!)
На строительство именных самолетов вносили средства колхозы, совхозы, школы, районы, предприятия. Огромная часть средств, по различным оценкам около 400 миллионов рублей, сданных саратовцами государству, пошла на строительство самолётов для фронта. А общее количество подаренных фронту истребителей и бомбардировщиков (включая саратовские) оценивается в 2,5 тысячи. На деньги вносителей строились не только ЯКи. Студенты и преподаватели Саратовского СХИ собрали деньги на строительство По-2. «Свои» самолеты подарили фронту представители практически всех профессий: «Работники питания – Сталинградскому фронту», «Саратовский колхозник», «Саратовский кооператор», «Саратовский медик», «Саратовский пожарник», «Саратовский мукомол», «Советский учитель», «Судебный работник», «Саратовский железнодорожник», «Строитель».
Завод стал важнейшей целью врага.
3 июня 1943 года немецкие бомбардировщики в ходе ночного налёта сбросили на завод свыше 100 фугасных бомб весом 500—1000 кг, что привело к разрушению 70 % производственных площадей завода и уничтожению 60 % оборудования, сгорело 10 цехов и 23 железнодорожных вагона с сырьём, 25 человек пострадало (ранено и убито). Это был единственный случай такого масштабного разрушения авиационного завода во время войны.
Коллектив завода продолжил работу под открытым небом.
Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток (!!!) напряженного труда выпуск самолётов достиг прежнего уровня.
Директор директор саратовского авиазавода Левин вспоминал, что осенью 1943 года на Южном фронте, его пригласил к себе командующий фронтом Ф.Толбухин:
«Пожав мне руку при встрече, командующий спросил: «Хотите познакомиться с одним из ваших «крестников»? И, приказав привести пленного немецкого летчика, через переводчика задал ему вопрос «Вы участвовали в налетах на Саратов и на допросе заявили, что Саратовский авиазавод уничтожен, смятен с лица земли. А вот перед вами директор действующего, выпускающего «Яки» Саратовского авиационного завода».
Пленный с подозрением посмотрел на меня и с иронией заявил: «Директор может быть и есть, но завода нет. Нет завода. Мы его полностью уничтожили. превратили в груды пепла и щебня!».
Пленного увели, он так и остался в полной уверенности, что восстановить завод, да еще во время войны, в кратчайшие сроки невозможно. А командующий открыл ящик своего стола, где лежали немецкие кресты пленного офицера и новенький «Вальтер», полученный за операцию по уничтожению нашего авиазавода, и предложил выбрать что-нибудь на память. Я взял «Вальтер», – вспоминал об этом эпизоде своей жизни И. Левин.
За всю историю завод производил:
Самолёт Р-10 — скоростной разведчик (1938—1940)
Самолёт Як-1 — истребитель (1940—1944)
Самолёт Як-3 — истребитель (1944—1945)
Самолёт Як-11 — учебно-тренировочный (1946—1949)
Самолёт Ла-15 — реактивный истребитель (1949)
Самолёт Миг-15 — реактивный истребитель (1950—1952)
На нем учился летать Юрий Гагарин.
Вертолёт Ми-4 — многоцелевой (1952—1954)
Вертолёт Як-24 — транспортный (1952)
Самолёт Як-25 — истребитель-перехватчик (1954—1957)
Самолёт Як-27 — барражирующий истребитель-перехватчик (1957—1962)
Самолёт Як-28 — многоцелевой сверхзвуковой реактивный самолёт (1963—1964)
Самолёт Як-40 — пассажирский (1967—1980)
Самолёт Як-38 — палубный штурмовик с вертикальным взлётом (1974—1988)
Самолёт Як-42 — пассажирский (1977—2003)
Самолёт Як-54 — учебно-тренировочный (1994—2004)
На САЗе испытывали необычные летательные аппараты. Например, ЭКИП - настоящую летающую тарелку. В 1994 на территории Саратовского авиационного завода произошли необычные испытания.
Все парадоксальность ситуации в том, что проект из-за негативной ситуации 90х-2000х годов не был реализован в России. Перед закрытием завода был разработан российско-американский проект выпуска этих аппаратов. Только саратовский завод вдруг перестал существовать, а идея американцам была уже известна (т.е. в США их теперь могут производить без препятствий(?). Здесь много вопросов, а в нынешней ситуации - вопросов национальной безопасности.
Заводу как человеку поставили памятник с годами жизни.
Очень хочется возрождение легендарного завода!