«Плыть Чусовою рекою до Камы, а Камою вниз до Волги, а с Волгою и с Окою и с Москвою реками до Москвы», — так предписывал царский указ.
Позднее, со второй четверти XVIII века караваны стали ходить не только до Москвы, но и до Санкт-Петербурга и в другие города России.
В апреле месяце, как только река Чусовая открывалась ото льда, дощаники спускали на воду. От платформы, на которой они стояли, к реке настилались склизни (бревна, намазанные смолой или салом), по ним суда и стаскивались в воду.
Перед отплытием каравана священник служил молебен и окроплял дощаники святой водой. Под выстрел суда отходили от пристани. Самое главное было не упустить момент и отправиться в путь «по первой полой воде за льдом вскоре».
В первый караван с Каменского завода было отправлено 323 пушки, 12 мортир, 15 гаубиц и 1110 пудов железа на 40 дощаниках.
В Москву караван прибыл 18 июля за 84 дня пути. Смотрителем первого каравана был назначен Семен Резанов.
В последствии этот речной маршрут станет основным для доставки продукции всех уральских заводов почти на 200 лет!
Повторили путь Железных караванов в 2000 году члены Каменск-Уральской секции «Тропари» на надувных парусно-гребных судах-катамаранах.
За 4 месяца экспедиции, а она была максимально приближена к историческим условиям, было пройдено более 3 тысяч километров, 15 гидроузлов, несколько крупных водохранилищ.
Источник: Управление архивами Свердловской области
Больше истории на сайте PERVO.INFO