Найти тему

Эссе. Параноидно-шизоидная позиция Мелани Кляйн в психоанализе

Трудам Мелани Кляйн заслуженно отведена важнейшая роль в теории психоанализа, а ее вклад в понимание раннего детского развития и вовсе неоценим.

Находясь под влиянием работ Фрейда, Ференци и Абрахама, Кляйн движется в своем направлении, генерируя собственные теории, структурируя и собирая в определенную последовательность свои исследования. Наблюдая за игрой детей, исследуя их бессознательные фантазии, анализируя их отношения с родителями и между собой, она «обнаруживает в ребенке младенца».

1934 г. у Мелани Кляйн выходит публикация, которая ляжет в основу ее работы «О психогенезе маниакально-депрессивных состояний», где она представит свою структурную теорию психики, согласно которой каждый человек проходит 2 этапа в своем развитии:

  1. Параноидно-шизоидную позицию
  2. Депрессивную позицию.

Под параноидно-шизоидной позицей, Кляйн понимает определенное психическое состояние младенца в возрасте примерно от 0 до 6 месяцев, когда ему еще не под силу принять то, что в одном объекте могут одновременного присутствовать позитивное ( любящее и заботящееся о нем) и негативное( фрустрирующее и злое). Параноидность этой позиции заключается в том, что младенец испытывает устойчивый страх преследования внешним плохим объектом, который он интернализирует и интроецирует, пытаясь с ним справиться и уничтожить. А шизоидность объясняется склонностью ребенка к расщеплению внутренних и внешних объектов на «хорошие» и «плохие». Кляйн не считала, что позиции жестко привязаны к возрасту и это не фрейдовские стадии психосексуального развития. И разные жизненные переживания могут вполне себе спровоцировать переход с одной позиции на другую и обратно.

Мелани Кляйн полагала, что основным конфликтом человека является конфликт между двумя его врожденными влечениями: влечением жизни и влечением смерти. И, обозначая тревожность, ненависть, зависть, мазохизм, агрессивность и разные формы перверсии как реализацию влечения смерти, она принимает любовь за чувство, основанное на влечении жизни.

Кляйн определила параноидно-шизоидную позицию как борьбу с влечением смерти и противодействие распаду своей психики на части. Опираясь на описанную Фейберном систематическую классификацию расщепления «Я», созданную им при работе с шизофренией, она сформировала свой концепт, основанный на механизме расщепления. Заметив особенность психики распадаться на части при шизофрении, она начинает внимательно исследовать процессы, происходящие в психике младенцев и детей отстающих в развитии, и находит определенную связь между фрагментацией и влечением смерти.

Ранние детские фантазии, с точки зрения Кляйн, являются тем источником тревог, которые в дальнейшим могут оказать влияние на развитие ребенка. К основным тревогам параноидно-шизоидной позиции относятся:

  1. Аннигиляционная тревога ( страх уничтожения)
  2. Персекуторная тревога (страх преследования)

Персекуторная тревога запускается переживанием раннего события, в котором есть угроза уничтожения или раскола «Я» и представляет собой страх аннигиляции( страх смерти) в виде страха преследования, страха быть подавленным неконтролируемым объектом и быть разрушенным изнутри. И от того, насколько успешно преодолеваются эти тревоги, зависеть восприятие собственной целостности и возможность испытывать смешанные чувства к внешним объектам.

По мнению Кляйн дети от рождения наделены разной степенью агрессии. И чем выше агрессивность младенца, тем сильнее он проецирует свои негативные чувства на «плохой» объект, и тем сильнее его персекуторная и аннигиляционная тревога.

Рождаясь, ребенок попадает в мир, «начиненный» опасностями, «враждебностями» и разными фрустрациями: он познает чувство голода, холода, сталкивается с непреодолимыми ситуациями и разными стрессами. И влечение смерти, которое, по теории Кляйн является врожденным, как и влечение жизни, заставляет младенца испытывать тревогу быть разрушенным изнутри собственной агрессией. И, пытаясь справиться с этой тревогой, детская психика использует механизм проекции, посредством которого собственная агрессия младенца проецируется на внешний объект. В первую очередь, на мать( материнскую грудь). Нюансом этой позиции является опция рассматривать факт отсутствия хорошего объекта как присутствие плохого.

Приписывая матери(материнской груди) свое неудовольствие, фрустрацию и агрессию, младенец «разделяет» материнский объект на «хороший» ( мать заботливая, любящая, различающая его потребности и удовлетворяющая их) и «плохой» (мать, воспринимаемая младенцем злой, преследующей и фрустрирующей его потребности), и помещает чувство любви, исходящее из влечения жизни и чувство ненависти, исходящее из влечения смерти, в разные «части»матери. Для него хорошая и плохая мать- это два разных объекта. И младенец строит свои отношения, используя механизм интроекции, с образами «хорошего» и «плохого» объекта, расщепив его надвое. Кроме того, стремясь снизить тревогу, возникающую изнутри и снаружи, психика младенца прибегает к механизму всемогущественного контроля, еще больше увеличивая расщепление объекта до тех пор, пока плохие свойства не будут уничтожены или не станут отрицаться. Таким образом, параноидно-шизоидной позиции свойственны следующие защиты: расщепление; проективная идентификация; всемогущество; проекция и интроекция.

В своих работах Кляйн описывает пациентов, которые «застряли» на параноидно-шизоидной позиции и оказались «эмоционально-обедненными», то есть внешне выглядели людьми, которые не испытывали ни тревоги, ни других чувств, в принципе. Но это не означало, что тревоги в них нет. Это означало, что им присущ особый способ совладания с ней: она проецировалась в какое-то другое место…

Работы Мелани Кляйн оказали на меня очень сильное впечатление и буквально перевернули мой мир…

Ольга Караванова

клинический психолог