“...Диакон же замещает Христа, и вы должны любить его; и диаконисса должна быть почитаема вами, как образ Святого Духа". (Дидаскалия апостолов, III в.)
МОЛИТВА РУКОПОЛОЖЕНИЯ ДЬЯКОНИССЫ по "Апостольским постановлениям" IV в.
Ты, епископ, возложи на нее руки, в предстоянии пресвитерства, диаконов и диаконисс, и скажи:
Бог Вечный, Отец Господа нашего Иисуса Христа, мужа и жены Создатель, исполнивший Духом Мариамь и Деворру, и Анну и Олдану, не отказавший Единородному Сыну Твоему родиться от жены, и в скинии свидетельства и в храме избравший жен стражами святых ворот Твоих. Сам и ныне призри на рабу Твою сию, избранную для служения, и дай ей Духа Святого, и очисти её от всякой скверны плоти и духа для того, чтобы достойно совершать врученное ей дело во славу Твою и похвалу Христа Твоего, с Которым Тебе слава и поклонение, и Святому Духу во веки. Аминь
МОЛИТВА ПОСТАВЛЕНИЯ ДЬЯКОНИССЫ по "Евхологию Барберини" конца VIII в. (кодекс Барберини гр. 336 является древнейшим и известнейшим списком евхология – литургической книги константинопольской (православной) традиции, предназначенной для епископов и священников).
[(1) Введение. Утверждение избрания]
После святого возношения, но перед возгласом дьякона: "Всех святых..." поставляемая на служение дьякониссы приводится подобно поставляемому во дьякона к архиерею, который возглашает: "Божественная благодать..."
[(2) Поставление (хиротония) через возложение рук (хиротесию)]
Архиерей возлагает руку на ее склонённую голову и, совершая трижды крестное знамение, произносит молитву:
МОЛИТВА ПОСТАВЛЕНИЯ ДЬЯКОНИССЫ (1)
Предстоятель: Боже святой и всесильный, Ты рождением по плоти от Девы единородного Твоего сына и Бога нашего освятил женский пол, и Ты даровал не только мужчинам, но и женщинам благодать и наитие Святого Твоего Духа, - Ты же и ныне, Владыка, воззри на эту дочерь Твою (имя), и призови её на дело служения Твоего, и ниспошли ей неистощимый дар Святого Твоего Духа, и сохрани её в православной вере, в безупречной жизни, всегда совершающей своё служение в согласии с волей Твоей, -
Тебе же подобает вся слава, честь и поклонение, [Отцу и Сыну и Святому Духу], ныне и всегда и во веки веков.
Народ: Aминь.
После ответа" Аминь" один из дьяконов возглашает ектенью:
[ВЕЛИКАЯ ЕКТЕНИЯ]
Дьякон: В мире Господу помолимся!
О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся.
О мире всего мира, об укреплении святых Божьих церквей и о единении всех Господу помолимся.
Об архиепископе нашем (имя) и о священстве его, о Божьем содействии ему и долголетнем его служении, о мире, здравии и спасении его и о деле рук его Господу помолимся.
Об этой (имя), ныне поставляемой на служение дьякониссы, и о спасении её Господу помолимся. Дабы человеколюбивый Бог наш даровал ей непорочное и безупречное служение, Господу помолимся.
[Пока дьякон возглашает эти прошения, архиепископ, всё так же держа руку на голове поставляемой, произносит молитву:
[МОЛИТВА ПОСТАВЛЕНИЯ ДЬЯКОНИССЫ (2)]
Предстоятель: Владыка Господи, Ты не отверг женщин, посвятивших себя [Тебе] и пожелавших служить, насколько им было возможно, святым домам Твоим, но принял их в чине служителей Твоих, - даруй же благодать Святого Твоего Духа и этой дочери Твоей (имя), пожелавшей посвятить себя [Тебе] и совершать дело служения, как Ты дал благодать служения Твоего Фиве, призванной Тобою на дело служения; и дай ей, Боже, неосуждéнно служить храмам Твоим и блюсти собственную жизнь, прежде же всего целомудрие; и соделай её совершенной служительницей Твоей, дабы и она, представ перед Судом Христа Твоего, получила награду, достойную праведной жизни, -
по милости и человеколюбию единородного Твоего Сына, с которым Ты благословен, вместе со всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков.
Hарод: Аминь.
[(3) Заключение. Облачение перед началом служения]
И после ответа "Аминь" архиерей налагает ей на шею, под мафорий, дьяконский орарь так, что бы оба его конца оказались спереди [подобно иподьяконам].
Тогда дьякон, стоящий на амвоне, возглашает "Всех святых помянув..." и проч.
А когда она причастится святому телу и драгоценной крови [y престола сразу после дьяконов], архиепископ даёт ей потир, и она ставит его на святом престоле.