Весна. В саду цветут тюльпаны, радующие нас своей весенней красотой, а мы продолжаем готовиться к ЕГЭ.
Разбираем задание №26 на примере стихотворения Анны Ахматовой «Смятение», в котором тюльпан стал символом неразделённой любви (текст стихотворения в конце статьи).
Стихотворение-триптих «Смятение» А. Ахматовой (1912 г.) относится к любовной лирике. Оно открывает сборник поэтессы «Четки», в котором отразились внезапно нахлынувшее любовное чувство и переживания сильной и независимой женщины.
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В стихотворении используются изобразительно-выразительные средства, которые помогают поэтессе выразить свои чувства.
А) В предложениях 1,5 используется троп -____________ «А взгляды его — как лучи», «камнем надгробным ляжет».
Б) В предложениях 6,7 используются синтаксические средства выразительности____________, которые передают разочарование лирической героини.
В) Чтобы подчеркнуть смятение героини, автор использует стилистический приём в предложении 9 _____________, деталь, являющуюся символом страстного чувства героини и символом свершающейся драмы. Для лирического героя тюльпан в петлице всего лишь украшение.
Г) Лирический герой равнодушен, он проявляет учтивость, в предложении 10 это подчёркивается синтаксическим средством выразительности____________________.
Список терминов:
1) литота
2) сравнение
3) риторический вопрос, риторическое восклицание
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) разговорная и просторечная лексика
8) гипербола
9) ряды однородных членов предложения
А. Ахматова «Смятение»
1) Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи.
(2)Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
(3)Наклонился — он что-то скажет…
(4)От лица отхлынула кровь.
(5)Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
(6) Не любишь, не хочешь смотреть?
(7)О, как ты красив, проклятый!
(8)И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
(9)Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
(10) Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся —
И загадочных, древних ликов
На меня поглядели очи…
(11) Десять лет замираний и криков,
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
(12) Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
1912г.
Разберём задание.
А) в предложениях 1 и 5 используется троп.
Вспомним что к тропам относятся ирония, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.
В предложении 1 этим тропом является сравнение.
Сравнение— художественное средство выразительности, построенное на сопоставлении предметов, явлений, понятий.
Сравнение чаще всего образуется с помощью оборотов с союзами как, как будто, будто, словно, точно, что.
Читаем в первом предложении:
А взгляды его — как лучи.
В предложении 5 сравнение выражено существительным в творительном падеже:
Пусть камнем надгробным ляжет.
Б) В предложениях 6, 7 используется синтаксическое средство.
Синтаксические средства –это вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, неполное предложение, односоставное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание.
В названных предложениях используются риторический вопрос: Не любишь, не хочешь смотреть? и риторическое восклицание: О, как ты красив, проклятый!
Риторический вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который не требуется, а риторическое восклицание - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
В) В предложении 9 нужно найти стилистический приём. К стилистическим приёмам относятся анафора, антитеза (противопоставление), вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, монолог, парцелляция, синтаксический параллелизм; стилистическая функция слов разных частей речи.
В нашем случает это будет лексический повтор:
И только красный тюльпан, / Тюльпан у тебя в петлице.
Лексический повтор — это намеренное повторение слова или словосочетания в тексте.
Г) В предложении нужно отметить синтаксическое средство выразительности, мы уже вспомнили, какие средства к ним относятся. Здесь мы указываем ряды однородных членов предложения:
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся…
Однородные члены предложения выполняют одну синтаксическую роль и связаны между собой, они отвечают на один и тот же вопрос.
Ответ: 2369.
Задание выполнено.
Чтобы узнать самое важное для выполнения заданий ЕГЭ, подписывайтесь на канал!
Спасибо всем, кто подписался и отметил публикации.