Известная фотография Мстислава Ростроповича в футляре виолончели была сделана для эффектности, а стала пророчеством, определяя путь гения.
«ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СМОГЛА СДЕЛАТЬ МНЕ ЛИЦО ПОЛУЧШЕ?"
► Мстислав рос непоседливым ребёнком (энергичность и непоседливость была свойственна Ростроповичу и во взрослом возрасте) и однажды вскарабкался на табуретку и встал на ней «ласточкой». После чего со всего размаху шлёпнулся на пол и сломал кости запястья правой (смычковой) руки.
► В больнице загипсовали руку. Однако врачи не смогли вправить кость, и она срослась неправильно, «ступенькой», и почти не двигалась. Родителям Ростроповича дали список упражнений лечебной физкультуры и объяснили, что, при условии регулярных занятий, со временем кисть начнёт немного двигаться, но прежняя подвижность, необходимая для игры на инструменте, не вернётся. С тем Славу и выписали домой.
► Все планы родителей на будущее Славика рухнули. НО! День за днём ребёнок, превозмогая боль в руке, часами трудился, выполняя предписанные упражнения, а если его пытались отвлечь от этого занятия, плакал вплоть до истерики. «Мне нужно заниматься! — кричал бедный малыш — Мне нужно заниматься, а она не двигается!!!» И он продолжал трудиться до тех пор, пока однажды рука не ухватила смычок.
► Когда Мстислав Ростропович спросил однажды свою красивую маму, почему она не смогла сделать ему ЛИЦО ПОЛУЧШЕ, та ответила: «Я была занята твоими руками». Кости руки так и остались на всю жизнь торчать «ступенькой» в месте перелома. Подвижность вернулась, но рука не могла удерживать виолончель обычным образом: инструмент необходимо было ставить на шпиль почти вертикально, а не под наклоном, как принято.
► При этом смычок Маэстро держал таким особенным образом и извлекал с его помощью настолько необыкновенные звуки, что другие музыканты, как ни пытались скопировать его манеру игры, неизменно отступались от этой задачи как невыполнимой.
«Меня часто спрашивают, как добиться подобной манеры, — рассказывал позже Ростропович,— Только опоздали вы, ребята: для этого надо было не просто руку сломать, но и познакомиться с советской медициной!».
"ПОДАВИЛСЯ "ВИШНЕВОЙ КОСТОЧКОЙ".
В 1955 году на фестивале «Пражская весна» Мстислав Ростропович познакомился с известной оперной певицей Галиной Вишневской и спустя четыре дня сделал ей предложение.
Выдающийся музыкант был человеком эмоциональным и страстным. В молодости, не обладая внешностью мачо, имел репутацию мужчины крайне влюбчивого.
► После его женитьбы сложили такую байку: "шелестел-шелестел, зарился-зарился, маялся-маялся, а подавился ВИШНЕВОЙ КОСТОЧКОЙ", намекая на громкие романы со знаменитыми балеринами Аллой Шелест, Майей Плисецкой и певицей Зарой Далухановой. Была у него и сильная, чистая любовь к осетинской певице Цецелии Джатиевой, которая рано умерла из-за врачебной ошибки, память о ней он чтил всю жизнь.
► Про знакомство с Вишневской сам маэстро рассказывал так: «Я скучающе смотрел на лестницу и увидел две спускающиеся чудесные ножки, ждал, что появится фигура наверняка, не такая прекрасная, но смотрю и фигурка замечательная, ну лицо уж должно было подвести, но лицо было такое, что я остолбенел и тут я узнал, это была Вишневская. Вишневская упрашивала меня не смешить ее, уже появляются морщины, но я не уставал, и четырех дней стало достаточно, чтобы немедленно развернуть свою жизнь на 180 градусов».
► А вот это уже из серии курьёзов: представительница загса в момент регистрации с Вишневской, оскорбилась внешним видом и фамилией Ростроповича, предложив фамилию поменять.
Когда его спрашивали, что он сейчас думает о том, что сделал предложение Вишневской через 4 дня, он ответил: «Я жалею, что потерял эти четыре дня».
► Ростропович с удовольствием поддерживал миф о своей роли мужа-подкаблучника, неизменно констатируя: "Да! Но каков каблучок!". Они прожили вместе 52 года и потом, когда музыканту задали вопрос о рецепте такого долгого брака, он ответил: "Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь".
► Друг за другом родились дочки Оля и Елена, счастье стало полным. Девочек он обожал и страшно ревновал.
Чтобы оградить девочек от поклонников на даче, он посадил специальный колючий сорт шиповника. Брюки и платье выше колен он не допускал. Галине Павловне пришлось самой довязывать крючком платье привезенное дочке на выпускной, которое не соответствовало его правилу допустимости. Это платье Ольга будет любить и хранить всегда. Джинсы, которые он считал безобразными штанами, он, облив бензином, сжигал на веранде, под плачи своих девчонок.
"ЦАРАПИНА НАПОЛЕОНА".
Джером Ворбург, банкир и страшный любитель виолончельной музыки, спросил Ростроповича: "Слава, хочешь взглянуть на Страдивари "Дюпор"?" Мстислав Леопольдович так вспоминает об этом:
► « И тут меня затрясло. Дело в том, что все великие инструменты имеют имена. Обычно это имена великих музыкантов, которым они принадлежали. Однажды Дюпор играл в Тюильри императору Наполеону. И Наполеону так понравилось, что он сказал Дюпору: "Дайте-ка мне вашу виолончель, хочу попробовать сам". Взял, уселся, и тут раздался истошный крик Дюпора.
► Дело в том, что у Наполеона на сапогах были шпоры. Но - поздно. Одной шпорой он уже ПРОЦАРАПАЛ ВИОЛОНЧЕЛЬ. Вот эту легендарную вещь с царапиной Наполеона мне и предлагалось посмотреть. Ночь я не спал. Я думал об этой виолончели. Я понимал, что, поскольку никогда не буду ею обладать, может, не стоит и встречаться, но соблазн был велик, человек слаб. Наутро я отправился на свидание с ней. И мне ее показали.
► Я попросил разрешения до нее дотронуться. И мне разрешили, а жена Ворбурга сделала "полароидный" снимок этого касания. Я коснулся мифа. И повез в Москву снимок-доказательство. Впоследствии, через несколько лет, в Чикаго, в мой гостиничный номер последовал телефонный звонок:: "Слава, может быть, вы меня не вспомните, я вдова Джерри Ворбурга. Он умер два года назад и перед смертью сказал: "Предложи нашу виолончель Ростроповичу. Если он ее не купит, пусть она навсегда останется в нашей семье".
► Я знаю, купить ее вы не сможете, но звоню, выполняя последнюю волю мужа". Я покрылся мурашками от наглости и сказал: "У вас единственный шанс безукоризненно выполнить волю вашего покойного мужа - немедленно прислать мне эту виолончель". Вдова глубоко вздохнула: "Хорошо, я сейчас посмотрю расписание самолетов и, если успею, пришлю ее вам".
► И перед самым началом концерта распахнулась дверь, за ней стоял человек, держа в руках Страдивари "Дюпор". Я взял за горло это сокровище и на подгибающихся ногах отправился играть. В маленьком зале, у камина, я играл Третью сюиту Баха, все плыло у меня перед глазами, в руках моих пела моя виолончель... Моя, потому что у меня был друг, Пауль Сахер, в Швейцарии. Я поехал к нему на другой же день и сказал: "Ты можешь составить счастье моей жизни?" Он спросил:"Сколько?" И тут же выписал чек. А оформлена была покупка за один доллар. Так принято, когда продается вещь, не имеющая цены.
► И даже те деньги, которые я заплатил, - ничто (он заплатил 500 тысяч долларов), этот инструмент - достояние человечества. А я на нем играю. ...С некоторых пор я не могу понять, где мы с ней разъединены. У меня есть портрет, сделанный замечательным художником Гликманом (Германия). На портрете виолончель стала таким красным пятном у меня на животе, вроде вскрытой брюшины. И в самом деле, я ощущаю ее теперь так, как певец ощущает свои голосовые связки. Никакого затруднения при воспроизведении звуков. Она перестала быть инструментом".
"ЛЮБОВНИЦА" И "ЖЕНА"
На гастролях в Петербурге Ростроповича спросили: « У вас два великолепных инструмента - Страдивари и Сториони. На каком из них предпочитаете играть?», он ответил так: «Сториони это жена, с которой я уже более 30 лет, взял ее еще из Москвы и не расстаюсь. А ЛЮБОВНИЦЕЙ я считаю знаменитый инструмент Страдивариуса".
► В Петербург вы прибыли с верной женой или с поцарапанной любовницей? -
"С женой. Понимаете, любовница должна быть красивее жены, если это возможно. В жизни я не имею любовницы: не могу найти женщины красивее Вишневской. А виолончель Страдивари-Дюпора, надо признать, красивее, чем моя жена... Поэтому иногда с ней езжу, когда играю Баха и музыку лирического плана". (Вишневская: "Любовницу-виолончель я стерплю...").
Вечер и ночь падения берлинской стены 09 ноября 1989 года Мстислав Леопольдович наблюдал по телевизору в своей квартире в Париже. BBC и другие телеканалы вели прямую трансляцию. "Смотрел, пил и плакал", - вспоминал Ростропович об этой ночи. Тогда же, ночью, он начал обзванивать друзей по обе стороны бывшего "железного занавеса". Одного из них, французского банкира и предпринимателя Антуана Рибу, он без труда подбил на полет в Берлин. На личном самолете Рибу они приземлились в аэропорту Темпельхоф. Добыв где-то стул, Ростропович уселся возле бывшего контрольно-пропускного пункта "Чекпойнт Чарли" и сыграл вторую и третью сюиту Баха для виолончели. Позднее в интервью он объяснял, что в день падения стены срослись две разорванные половины его собственной жизни: до и после изгнания. И началась принципиально новая эпоха…
Источник: LaraMild555, picabu
P.S. Известный пианист Андрей Гаврилов в своей книге-воспоминании так говорит о Ростроповиче и Вишневской: " Они звали друг друга так: он ее – Вишня, она его – Буратинка. Все их домА назывались Cherry house, а улицы Cherry street. На их воротах всегда красовались гламурные изображения двух краснобордовых аппетитных вишенок на двойном черенке".