Найти в Дзене
Окно в Перу

Народы Латинской Америки: Ашанинка

Оглавление

В покрытых сельвой бассейнах перуанских рек Апуримак, Эне, Тамбо, Перене и Укаяли, а также в нескольких общинах Бразилии, проживает самая многочисленная амазонская этническая группа, пережившая завоевание инков, испанскую колонизацию, каучуковый бум и беспощадную гражданскую войну, которая привела Перу на край пропасти в 1980-х. Это – ашáнинка, народ, в разные эпохи называемый кампа, анти, компариа, часкосо, чунчо.

Индейцы этой группы имеют собственный язык, принадлежащий к аравакской лингвистической семье, делящийся на многочисленные диалектические разновидности и признанный официальным в Аякучо наравне с кечуа и испанским. Их численность достоверно неизвестна, но считается, что в Бразилии проживает менее тысячи человек, а в Перу – около 90 тысяч.

Народ Ашанинка

Этнографические и лингвистические исследования показывают, что аравакские языки распространились в Амазонии уже 3000 лет назад – это время, когда ашанинка обосновались в бассейне Укаяли и воевали с многочисленными соседними племенами. В эпоху, когда инки начали завоевание народов Анд, тихоокеанского побережья и тропических предгорий, этот этнос сумел не только сохранить независимость, но и поддерживать торговые отношения с Империей. Обнаруженные бронзовые орудия труда и оружие свидетельствуют о стабильном обмене товарами: металлические андские инструменты, золотые и серебряные украшения, шерстяная ткань и соль менялись на яркие перья тропических птиц, травы и плоды, мясо и рыбу. Вполне возможно, что ашанинка имели и собственную армию, так как инки выстроили несколько крепостей на пути из гор в джунгли для защиты от амазонских народов.

-2

-3

Из истории

Испанская колонизация для народа началась в XVII веке с проникновения в Перу францисканских миссионеров. К 1675 году ими было основано 38 миссий на территории народов ашанинка и янеша, и за этот период численность населения сократилась с 3,5 тысяч человек до одной тысячи, главным образом, из-за принесённых болезней и эпидемий. В 1742 году индейцы приняли участие в восстании Хуана Сантоса Атауальпы из кечуа, целью которого было возрождение Империи инков и изгнание испанцев. Атауальпе удалось объединить такие народы джунглей как ашанинка, янеша, шипибо-конибо, и они довольно долго держали под контролем восточные земли Вицекоролевства Перу до тех пор, пока в 1756 году их вождь не исчез таинственным образом без каких-либо известий о причине смерти.

В XIX веке на территорию ашанинка проникало всё больше людей европейского и андского происхождения. Индейцы сопротивлялись давлению и организовывались в военизированные группы для самозащиты, что и повлияло на их дальнейшую судьбу – народ оказался в числе первых, подвергшихся политическим репрессиям и насильственному уничтожению. Предполагается, что за два последних десятилетия позапрошлого столетия исчезли 30-40 общин, 5000 человек были убиты, 6000 человек захвачены в плен для различных работ, в том числе, по добыче каучука. В XX веке ашанинка были обвинены в пособничестве партизанам Революционного движения имени Тупака Амару и вовлечены в один из самых кровавых конфликтов за всю историю Перу, развязавшийся между правительством и террористической организацией Сендеро Луминосо. Кроме того, спокойствие мирной жизни джунглей нарушали наркоторговцы и плантаторы коки.

Как устроена община

Обычно общины располагаются на берегах рек и ручьёв, и в них проживают немногим менее 200 человек. У народа есть традиция брать женщин в жёны в соседних общинах и приводить их в дом родителей мужа на время до рождения первенца, а после появления первого ребёнка семья начинает строить собственное жилище. Дома ашанинка бывают двух типов, интомоэ и каапа. Интомоэ – семейный дом, где спят все члены семьи и женщина хранит очаг. Каапа – мужской ритуальный дом, где живут холостяки и принимают гостей, ведут с ними долгие разговоры и обмениваются подарками. Конструкция домов, различных по размеру, всегда прямоугольная в плане с не очень высокой двускатной или четырёхскатной крышей. Они строятся закрытыми из растительных материалов: стены возводят из вбитых вертикально деревянных кольев, крышу покрывают пальмовыми листьями. Общины ашанинка характеризуются чистотой и опрятным видом, это касается и разбиваемых поблизости семейных огородов, называемых чакрами.

-4
-5

Народ Ашанинка охотно делятся культурой и традициями .

Проводят церемонии.

-6