Казалось бы, анархисты, как и большевики, являлись «порождением 1917 года»: Первая мировая война и внутриполитический крах Российской империи дали им массовую базу, «электорат с винтовками».
И большевики, и анархисты-махновцы считали себя революционерами. И те и другие были готовы самыми решительными методами бороться с контрреволюцией. Нестор Иванович Махно всегда воевал против белогвардейцев, даже в 1920 году, когда крах П. Н. Врангеля был очевиден (и было ясно, что сразу после победы над белыми красные возьмутся за махновцев).
Неоднократно Н. И. Махно вступал в официальный союз с РККА, переходя в оперативное подчинение. Более того, в 1919 году, сложись события иначе, он мог стать красным комдивом.
Позднее перейти в партию большевиков (как ряд бывших анархистов), найти свое место в будущем СССР (хотя «альтернативное прошлое» нередко настигало бывших анархистов, некоторые из них, такие как Алексей Васильевич Мокроусов, дожили до старости).
Но принципиальные различия между анархистами-махновцами и большевиками все-таки были слишком велики. Н. И. Махно был сторонником «углубления Революции», а не строительства нового государства, с развитым партийно-бюрократическим аппаратом.
Лидер «махновщины» выступал против преследования представителей прочих левых партий и движений (анархистов и эсеров, прежде всего).
В противовес «руководящей роли одной партии» Махно выдвигал идею «многопартийного революционного фронта».
«Съезд требует полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям, то есть партиям и гражданам, и неприкосновенности личности работников партий, левых революционных организаций и вообще трудового народа...» (с) Я. Яковлев. Русский анархизм в Великой русской революции.
И тут нужно понять, на кого сам Н. И. Махно опирался. Я бы разделил его «аудиторию» на три группы:
1. Немногочисленные «левые теоретики» — анархисты, но не только. В основном — «городские мечтатели», но так как сам Нестор Иванович был больше практиком, он их с собой таскал и их поддерживал.
2. Ударная военная сила — «люди с ружьем», часто — бывшие участники Первой мировой или местные революционеры, отвыкшие от мирного труда и лишившиеся привычной жизни.
3. Самая большая группа — это крестьянство «махновских» регионов. Недовольное как белогвардейцами (эти гении мысли в 1919 году придумали отбирать треть урожая в пользу «бывших владельцев земли», то есть помещиков), так и большевиками с их продразверсткой.
Южное крестьянство мало думало о проблемах «городского центра», так что именно Нестор Махно казался им идеальным «выразителем интересов». Оттуда и такая «живучесть» махновщины: фактически с 1917 по 1921 годы, с небольшим перерывом. Да белогвардейцы в этом регионе «закончились» гораздо быстрее. А с Махно пришлось ещё долго воевать регулярной Красной Армии. Белогвардейцы с этой «повстанческой республикой» вообще сладить не могли, не смотря на ряд побед в открытых сражениях.
Критическое отношение к большевикам у Махно «сглаживалось» именно наличием белогвардейцев (а также интервентов) в регионе. Но в целом, их он видел как «контрреволюционеров в Революции»: слишком большая роль государства, слишком сильное влияние центра, слишком нетерпимое отношение к инакомыслящим, даже левым.
«Оно наложило свою руку на все богатство страны и распоряжается им, как собственностью государства. Партийная бюрократия, этот вновь вернувшийся на нашу шею дворянский привилегированный класс, — тиранит народ.
Они издеваются над крестьянами, узурпируют права рабочих, не дают свободно дышать повстанчеству...» (с) Махно о большевиках согласно воспоминаниям В. Белаша, начальника штаба «махновцев». / А. В. Шубин. Красное и черное: раскол Махно и большевиков.
Такое критическое отношение к большевикам как к «меньшему в сравнении с белыми злу, но все же злу» было характерно для многих «красно-зеленых»: повстанцев, которые воевали против белых, пользуясь определенной «идеологической свободой».
Но когда «белые уплыли», вопрос о дальнейшем «революционном развитии» встал с новой остротой, породив Кронштадт, Тамбовщину, Западно-Сибирское восстание и, в конце концов, НЭП (фактически как уступку со стороны большевиков «массовому электорату» Махно и Антонова).
Фактически, махновщина — это и «деревня против города», и «левая коалиция против партийной диктатуры», и «регионализм против центра». Но исторически у такой позиции было мало шансов как раз ввиду слабой организации...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: