Найти тему
Будущее за нами!

Истра - немецкий трофей на службе России

Черноморский флот в Севастополе, хоть и регулярно пополняется новыми и передовыми судами, всё ещё сохраняет в своём составе доисторические, по меркам флота, посудины. В этих, преимущественно, вспомогательных, судах, своеобразно отражена история Севастополя

Про самое старое в мире судно на ходу - Коммуну - мы рассказывали чуть раньше. А теперь обратимся к судну значительно меньшему, но тоже не особенно молодому

Данное судно напоминает мне старый анекдот с западной украины: 

-Дед, а ты в молодости був электриком?

-Не, сынку, с чего ты взял?

- А чого тогда у тебе форма с молниями в шкафу?

Нефтеналивное судно "Истра" - малый танкер с тёмным прошлым. Он был заложен в 1938 году в нацистской Германии для каботажных перевозок топлива и дозаправки боевых кораблей и авиатехники. Местами, если очень постараться, на борту всё ещё можно увидеть стёртых и многократно закрашенных "орликов" с запрещённой символикой

Танкер с изначальным именем "Эльза Т13" был спущен на воду и введён в эксплуатацию в августе 1941 года, и активно использовался против нас на Балтике. Он совершал рейсы по прибалтике, возил топливо в Норвегию из "нейтральной" Швеции и обеспечивал пятую воздушную армию Люфтваффе

В мае 1945 года "Эльза" находилась в Норвегии, где её прибрали к рукам британцы. В ВМС Британии он вошёл под названием "Эмпайр Тигина". Но в 1946 году, в качестве репарации, британцы переуступили танкер Советскому Союзу. Таким образом, танкер успел сменить флаги всех трёх сторон конфликта

Сразу же судно, имеющее теперь название "НТ-3" было переведено в Севастополь и приступило к прямым обязанностям - дозаправке кораблей. В 1948 году снова смена имени - и вот здесь, наконец, Истра получила то имя, под которым мы её знаем. Помимо заправок, она принимала непосредственное участие в албанском кризисе 50-х и вывозила беженцев из Абхазии в 90-х

Даже в сравнении с КИЛом, Истра кажется очень маленькой. При этом КИЛ - будет коротышом в сравнении даже с мелкими черноморскими сухогрузами...
Даже в сравнении с КИЛом, Истра кажется очень маленькой. При этом КИЛ - будет коротышом в сравнении даже с мелкими черноморскими сухогрузами...

В отличии от Коммуны, Истра - легка на подъём, бодра и свежа. В море она ходит регулярно, со своими задачами по дозаправке справляется, а иногда даже находит себе дополнительную работу - скажем, перевезти переодетых в красноармейцев диверсантов из РОА и взорваться в конце - и всё ради фильма "Диверсант Крым"

Кадр из двухсерийного фильма
Кадр из двухсерийного фильма

На борту Истры мне также приходилось быть. И, честно сказать, мне начало казаться, что экипаж кригсмарине состоял полностью из унтерменьшей, потому что более нечеловеческих условий на судах я не видел. Узкие продолы, где вдвоём не разойтись, каюты с высотой в метр девяносто, а то и меньше, камбуз меньше, чем кухня в хрущёвке и всё это - на 30 человек экипажа. Мостик, где немецких надписей сохранилось больше всего, также ужасно тесный и узкий, к тому же оттуда почти нет обзора на морскую гладь - палубное оборудование и носовая мачта загораживают весь вид настолько, что на носу выставляют вперёдсмотрящего с рацией, а освещения не хватает нигде

-4

Несмотря на довольно массивную в масштабах габаритов, кормовую надстройку, даже капитан размещается в каюте со старпомом, а гальюны - только в одном месте на всё судно

На палубе, кстати, не сильно просторнее. Многочисленные стрелы, трубы, подпорки тоже не дают особо развернуться. Более или менее открытое пространство есть на баке - под огромной, в две высоты суда, мачтой. 

-5

И это даёт пищу для размышлений - не столько о том, как самый первый экипаж наверняка был уверен, что на верфь закрался подлый еврей, сколько в целом о том огромном прогрессе, который случился в сфере мирового судостроения. В 40-х экипаж нередко жил в трюме вместе с грузом. В 50-х нормой были кубрики на 10 человек. В 60-х суда ещё не имели характерной носовой выпуклости - бульба. В 70-х даже у самых манёвренных портовых судов не было подруливающих устройств. 

-6

А сегодня, на современных танкерах и сухогрузах, каждый матрос имеет собственную каюту с иллюминатором, телевизором и ортопедическим матрасом, если недостаточно устал - может догнаться в тренажёрном зале, после смены окунуться в бассейн, поиграть с коллегами в приставку или баскетбол, а на вахте - включить авторулевого и пить кофе из находящейся на мостике кофе-машины с капучинатором. И условия образца тридцатых годов, даже после переоборудования, будут для избалованного современного моряка тюрьмой

Но тем не менее, экипаж у Истры хороший. Судно всегда обслужено и почти не имеет ржавчины, капитан не рвёт горло при швартовных операциях, а на корме стоит конура, где живёт младший член экипажа - большой чёрный пёс

-7

Сегодня Истре ничего не угрожает, кроме ракет неонациков. Опять же, в отличии от Коммуны, этот танкер очень востребован, особенно сейчас, и никто и не думает о том, чтобы его списывать. Даже новые портовые дозаправщики вроде "МЕЕ" не заменят этого немца, служащего интересам нашей Родины

Люди и техника заслуживают шанса на исправление