Подростковый кризис - сложный и многогранный процесс, состоящий из трех основных этапов.
В каждом из них ребенку необходимы определенные свободы, чтобы сформировать свою самостоятельную личность, способную понимать свои желания и предпочтения.
Те, кто в подростковом возрасте не имел возможности испытать эти свободы и самостоятельно определить свои интересы, могут столкнуться с проблемами во взрослой жизни. Нередко такие люди имеют подавленное чувство «хочу» и затрудняются в выборе собственного пути.
Обычно такой человек приходит в терапию в возрасте около 35 лет и говорит, что сбился с пути и не знает чего хочет. Часто у людей в голове мир, выстроенный родителями. Вырастая, он видит, что другие живут иначе: проще, легче, счастливее. И тут приходит озарение, что нынешняя жизнь не устраивает и удовольствия от нее нет. А как все поменять, начать жить по-другому навыков и понимания нет. Поэтому крайне важно учитывать потребности подростка в свободе, чтобы помочь ему сформироваться в полноценную, уверенную в себе личность, способную принимать самостоятельные решения и строить свою жизнь в соответствии с собственными желаниями и убеждениями.
Первая важная свобода:
которую ребенку необходимо предоставить на этапе 10-12 лет, связана с возможностью самостоятельного выбора друзей, кружков, секций и даже одежды. Ведь до этого момента наши социальные группы формируются без нашего участия: страна рождения, семья, соседи, первый класс и школа. Таким образом, до этого возраста у ребенка практически не развивается навык принятия решений о том, что ему действительно интересно, а этот навык окажется крайне полезным в будущей жизни.
Позволив подростку самому набить шишки и сделать ошибки, мы предоставляем ему ценный жизненный опыт. Даже если ребенок выбрал себе неудобную одежду, в которой некомфортно или ему приходится стирать свой белоснежный свитер ежедневно, не отбирайте у него этот драгоценный жизненный опыт. Начинает играть на гитаре, но быстро понимает, что это не его стихия, не стоит заставлять его продолжать заниматься этим через силу. Важнее поддержать выбор ребенка и помочь ему найти свое истинное призвание, ведь только так можно сформировать уверенную в себе и самодостаточную личность, способную с уверенностью идти по жизни и принимать взвешенные решения.
Вторая свобода
необходима в возрасте 13-16 лет, подростку важно предоставить свободу выражения своего мнения, что может стать испытанием для родителей. В этот период у ребенка складывается собственное видение мира, и он может откровенно критиковать стиль жизни, воспитание и взгляды родителей. Фразы вроде «Я – прекрасен! А вы вокруг все – идиоты!» звучат знакомо? Важно набраться терпения и помнить, что критическое мышление формируется именно в этот момент. Пусть подросток «точит когти» о вас – это важный опыт, который пригодится ему во взрослой жизни, например, для защиты своих интересов перед начальством или выражения мнения в обществе.
Третья свобода
в возрасте 16-22 лет, ребенку необходимо дать свободу самоопределения и самоидентификации. В этот период подросток определяет свой образ и стиль жизни: красит волосы в яркие цвета, выбирает образование или службу в армии, строит карьеру или создает семью. Здесь происходит разделение между собственным «Я» и тем, кем ребенка хотели видеть родители. Важно смириться с тем, что наша власть над ребенком заканчивается, и принять его выбор.
Несмотря на то что наши представления о будущем сына или дочери могут сильно отличаться от их собственных, мы должны осознать, что перед нами уже сформировавшаяся личность, которую необходимо отпустить в свободное плавание.
Дорогие читатели, если вам понравилась статья подписывайтесь на канал и ставьте лайки.
Также подписывайтесь на Telegram канал.