Найти в Дзене

Археология и история айнов: рассказываю о двух подходах к периодизации

Когда мы говорим об истории айнов или в целом об истории северной части Японского архипелага — Хоккайдо, а также прилегающих к нему Сахалина, Курильских островов и северной части Хонсю, существует два подхода к тому, как называть живших там людей и какую использовать периодизацию.

Первый подход опирается на данные письменных источников на японском языке. В них люди, жившие к северу от японского государства, последовательно назывались разными именами: сначала эмиси (в источниках VIII–IX вв., в том числе в рассказах о более ранних событиях), затем эбису (X–XII вв.), позже — эдзо (XII–XIX вв.) и, наконец, айну (со второй половины XIX в.).

Второй подход основан на данных археологии. После того, как на большей части территории Японского архипелага с юга распространилась земледельческая культура Яёй (III до н. э. — III в. н. э.), сменившая предшествующую культуру Дзёмон (10 — 1 тыс. лет до н. э.), на севере последовательно сменяли друг друга несколько археологических культур (некоторые промежуточные или не имеющие непосредственного отношения к айнам варианты я опускаю):

  1. Дзоку-Дзёмон (III в. до н. э. — VII в. н. э.). С японского переводится "Продолжение Дзёмон", или "пост-Дзёмон". В целом наследовала предшествующей культуре Дзёмон, но испытала влияние с юга культур Яёй и Кофун, прежде всего в части использования металла.
  2. Охотская культура (III–XII вв. н. э.). Культура охотников на морского и лесного зверя, рыболовов и собирателей. Распространилась из района устья Амура и северной части Сахалина на юг, на пике распространения охватывала Сахалин, Курильские острова, а также север Хоккайдо (побережье Охотского моря).
  3. Сацумон (VII–XII вв. н. э.). Охотническо-собирательская культура с элементами земледелия. Носители культуры Сацумон вели интенсивные торговые контакты с японцами. Охватывала север острова Хонсю и южную половину Хоккайдо.
  4. Айнская культура (XIII–XIX вв. н. э.). Сложилась на основе культуры Сацумон при существенном влиянии Охотской культуры. Считается, что носители культуры Сацумон стали активно продвигаться на север в XII–XIII вв. под влиянием и давлением японского государства, постепенно вытесняя или ассимилируя носителей Охотской культуры. В результате и сложилась айнская культура, которая охватывала Хоккайдо, южную половину Сахалина и всю гряду Курильских островов.
Когда говорят об историческом расселении айнов и приводят вот такие карты, то порой не учитывают исторических изменений. Нужно понимать, что айны никогда не занимали отмеченных территорий одновременно: ареал их проживания постепенно смещался к северу. Так, на Хонсю айноязычные люди жили до XII–XIII вв., на Сахалине они впервые появились как раз в XIII в., а на северных Курилах и юге Камчатки — ещё позже, в XIV–XV вв.
Когда говорят об историческом расселении айнов и приводят вот такие карты, то порой не учитывают исторических изменений. Нужно понимать, что айны никогда не занимали отмеченных территорий одновременно: ареал их проживания постепенно смещался к северу. Так, на Хонсю айноязычные люди жили до XII–XIII вв., на Сахалине они впервые появились как раз в XIII в., а на северных Курилах и юге Камчатки — ещё позже, в XIV–XV вв.

Археологи называют жителей этих территорий "носителями" той или иной культуры (Дзёмон, Сацумон, Охотской, айнской), или же "охотцами", "сацумонцами" и т. д. Вопрос соотнесения "археологических" названий с названиями из исторических источников остаётся дискуссионным, но в целом учёные сходятся в том, что названия "эмиси" и "эбису" относятся к носителям культуры Сацумон (и отчасти Дзоку-Дзёмон), а "эдзо" — к носителям айнской культуры. "Охотцы" появлялись на страницах японских исторических хроник под именем мисихасэ (мисипасэ, асихасэ, а при китайском чтении сюкусин или сушэнь).

Существование двух подходов очень часто создает путаницу. Например, археологи считают временем существования айнской культуры период с XIII по XIX вв. Но это совсем не означает, что до XIII века айнов не было. До этого были их предки, которые пока не называли себя айнами и жили не совсем так же, как известные нам айны XVII–XIX вв. Так что наиболее существенной здесь является лингвистическая преемственность.

Айны — носители айнской культуры XIII–XIX вв. — безусловно, говорили на айнском языке. Но, разумеется, он возник не в XIII веке. А значит, на айнском говорили носители предшествующей археологической культуры, то есть Сацумон. Об этом свидетельствует довольно большое количество топонимов айнского происхождения, сохранившихся в северных префектурах острова Хонсю (Аомори, Иватэ, Акита, а также частично Ямагата и Мияги). До этого на айнском (древнеайнском или протоайнском) говорили, вероятно, и носители культуры Дзоку-Дзёмон.

А вот на каком языке говорили носители Охотской культуры, которые тоже очень сильно повлияли на формирование позднейшей айнской культуры, да и вообще, сохранился ли он? Это всё ещё остаётся вопросом, о котором напишу как-нибудь в другой раз.