Найти в Дзене

Лучшие реформы Александра II

Великий император родился в апреле 1818 года, и в честь его рождения над городом прогремел праздничный салют из 201 пушки. Образование мальчик получал дома и весьма высокого уровня. Когда Александру исполнилось семь, его воспитателем стал сам Василий Андреевич Жуковский – поэт, переводчик, писатель, основоположник романтизма в русской поэзии, одна из самых известных баллад русского писателя «Светлана». Ученик был очень смышленым и умным, с отличной памятью, поэтому уроки усваивал быстро. В разные годы жизни у Александра были разные учителя: М.М. Сперанский, Е.Канкрин, Герман Гесс… Благодаря ним будущий император усвоил Закон Божий, арифметику, военное дело, финансы, законодательство, статистику, внешнюю политику. С детства будущий император был мягким и ранимым человеком, в противовес своему строгому и прямому отцу, который принуждал сына вставать в шесть утра, жить в строгих и скромных условиях и сдерживать свои эмоции. С 1834 года, когда Александру исполнилось 16 лет, его начали прио

Великий император родился в апреле 1818 года, и в честь его рождения над городом прогремел праздничный салют из 201 пушки.

Образование мальчик получал дома и весьма высокого уровня. Когда Александру исполнилось семь, его воспитателем стал сам Василий Андреевич Жуковский – поэт, переводчик, писатель, основоположник романтизма в русской поэзии, одна из самых известных баллад русского писателя «Светлана». Ученик был очень смышленым и умным, с отличной памятью, поэтому уроки усваивал быстро.

В разные годы жизни у Александра были разные учителя: М.М. Сперанский, Е.Канкрин, Герман Гесс… Благодаря ним будущий император усвоил Закон Божий, арифметику, военное дело, финансы, законодательство, статистику, внешнюю политику.

С детства будущий император был мягким и ранимым человеком, в противовес своему строгому и прямому отцу, который принуждал сына вставать в шесть утра, жить в строгих и скромных условиях и сдерживать свои эмоции.

С 1834 года, когда Александру исполнилось 16 лет, его начали приобщать к государственным делам. Николай Iввел сына в политические институты: Государственный Совет (Действующий с 1810) и Правительствующий Синод (действующий с 1721). Также молодой человек состоял на военной службе, во время Крымской войны (1853-1856) был главнокомандующим столичными войсками. В 1837 году юноша вместе со своим воспитателем путешествовал по Российской империи, изучая особенности жизни разных частей страны и знакомясь с бытом простого народа (во время своей поездки познакомился с декабристами). А с 1838-1839 путешествовал по Европе, там он познакомился с британской королевой Викторией, в которую Александр влюбился (она была на год младше будущего монарха). Но эта юношеская пылкая влюбленность ни к чему не привела и была лишь мгновением.

Будущий император в целом был не равнодушен к женской красоте и очень влюбчив, первой воздыхательницей юноши стала фрейлина его матери Наталья, через несколько лет Софья Давыдова. В 1839 он пожелал пожениться с Максимилианой-Вильгельминой-Августой-Софией-Марией, которой на тот момент было 14 лет. Свадьба была сыграна в 1841 году. Влюбленные души не чаяли друг в друге, в браке у них родилось восемь детей, и при дворе все обожали юную императрицу.

-2

Но спустя сорок лет счастливой жизни, император стал охладевать к своей жене. Александр I не скрывал от супруги своих фавориток, а Мария была поражена горем смерти старшего сына и не обращала на них внимания (это был уже второй ребенок, который умер у прекрасной Марии Александровны).

В 1865 году император встретил юную 17-летнюю Екатерину Долгорукову и пока его жена лечилась в Крыму и Испании, приводил новую возлюбленную в Зимний дворец. А в 1880 в год смерти Марии, Александр и Екатерина поженились.

На жизнь Великого императора покушались и не раз. Всего было совершено восемь попыток, и последняя оказалась удачной.

1 марта 1881 года террористы подорвали карету императора, император оказался жив. Но когда Александр I вышел из нее, посмотреть, что произошло, из толпы вылетела еще одна бомба и взорвалась прямо в ногах русского императора. По завещанию, Александра Николаевича похоронили в Петропавловском соборе рядом с умершими детьми: Александрой и Николаем.

-3

Хронологическая таблица правления

В 1855 году, когда Николай I был на смертном одре, он сказал сыну: "Оставляю тебе команду не в том порядке, в котором хотел...", а потом сжал кулак и добавил: "Держи их всех! Держи все! Держи вот так!".

1855 – Заключение Симодского договора с Японией, по нему между двумя странами закреплялись дипломатические отношения, а также Курилы становились частью России, в то время как Сахалин был под их общим владением.

1856 – амнистия декабристам по случаю коронации, встреча с которыми не оставляла императора спокойным еще с 1837 года.

1857 – Ликвидация военных поселений. Военные поселения появились в 1810 году и представляли собою организации войск, совмещавших военную службу с производительным трудом. Но государственным крестьянам не нравилось подобное обращение, поэтому часто вспыхивали восстания с требованиями об отмене военных поселений. Также, несмотря на свою цель сэкономить бюджет и снизить расходы, военные поселения не были эффективны, что было доказано во время Крымской войны.

1858 – Айгунский договор с Китаем, по которому Амурская область отходит России, а Уссурийский край становится временным общим владением.

1860 – Пекинский договор с Китаем, Уссурийский край был полностью закреплен за Россией, а также в 1860 году был основан Владивосток.

1860 – Появление Государственного банка Российской империи, он помогал развитию наиболее важных для государства отраслей промышленности и поддерживал частные банки.

1860 – Купеческий банк, первый частный банк в Москве.

Купеческий банк
Купеческий банк

1861 19 февраля - отмена крепостного права.

1863-1864 – Польское восстание, подавлено М.Н.Муравьевым. По итогу права Царства Польского были еще больше ограничены. Была ликвидирована автономия Польши, и изменено название на Привислинский край.

1863-1865 – реформы образования и печати:

· Разрешение открывать частные учебные заведения с начальным образованием и ликвидация государственно-церковных монополий на начальное образование.

· В 1864 был издан устав средней школы, по которому появились классические гимназии (с преподаванием древних языков: латинского и греческого), обучение в них длилось 8 лет, и реальные гимназии (без преподавания древних языков) по 7 лет. Один урок длился час и 15 минут. Тем, кто окончил классическую гимназию, позволялось пойти в высшую школу. Все гимназии объявлялись бессословными, в них отменялись телесных наказания учащихся. Гимназии должны были иметь библиотеки и кабинеты для физических упражнений.

· Женские училища делились на два разряда. Училища первого разряда было сроком обучения в 6 лет. Училища второго разряда были сроком в три года. Все женские училища были бессословными.

· В 1863 году был издан университетский устав. По нему высшие школы получали расширение автономии, могли сами избирать ректоров и преподавателей на 4-х летний срок, для решения внутренний вопросов должны были созываться советы. Кафедры получили право для научной работы.

· 1865 «Временные правила о печати». Теперь можно было издаваться без предварительной цензуры.

1867 – продажа Аляски США. Аляску русские мореплаватели открыли еще в 1732, но так ее и не интересовались, она занимала внимание только купцов, которые торговали там с аборигенами.

-5

Причины продажи:

1. Расходы на нее превышали доходы.

2. Нежелание отдавать земли Англии, с которой у России были натянутые отношения (т.к. на Аляске было обнаружено золото, которое могло привлечь внимание Англии, а следовательно могла начаться война за эту территорию).

3. Улучшение отношений с США, т.к. Россия находилась в международной изоляции, и ей нужен был хоть кто-то.

Последствия:

1. После получения Аляски началось стремительное возвышение США.

2. Полученные Россией деньги утонули.

3. Отношения с Америкой не улучшились, т.к. американцы считали, что Аляска и так должна принадлежать им, и Россия просто вернула им их земли

1870-е военные реформы:

!!!Все реформы подготовил военный министр Дмитрий Алексеевича Милютин.

-6

1. Страна разделилась на 15 военных округов, его командующий считался полноценным и единым управляющим всех военных дел в регионе, ему подчинялись все воинские части и учреждения в данном округе.

2. Большая часть офицеров и солдат была переведена в резерв на мирное время, для уменьшения затрат на армию, но в то же время, чтобы не терять подготовленных войск и в случае войны можно было за 50 дней мобилизовать всех.

3. 1874 год отмена рекрутских наборов и введение всеобщей воинской повинности, т.е. теперь была охвачена не только одна часть населения, а вся (точнее мужчины от 20 лет, не единственные кормильцы, не духовенство, не сектанты, не народы Средней Азии, Казахстана или Кавказа). Теперь срок службы был не пожизненный (как до 1793) и не на 25 лет, а для сухопутных войск 6 лет и для флота 7 лет. И самое главное, рекрутов набирали прямо перед войной, и теперь люди, закончившие военную службу, просто пополняли резерв и могли идти дальше заниматься своими делами.

4. Военный становится полноценной профессией. Кадетские корпуса (с начальным образованием и в них принимались представители всех сословий) были заменены военными гимназиями, училищами. Были созданы юнкерские училища, которые готовили нижних чинов пехоты и кавалерии (среднее образование). Были созданы воинские академии (высшее образование), готовящие офицеров.

5. Была проведена серьезная модернизация и перевооружение армии. Было везено современное огнестрельное оружие (гладкоствольное оружие заменено нарезными, следовательно, увеличилась точность и дальность стрельбы, в действие пошла винтовка Бердана). Появились новые пушки, например Барановская и картечница Гатлинга. Выпущен первый в истории России Броненосец «Петр Великий», следовательно, парусники заменены на паровые судна.

"Петр Великий"
"Петр Великий"

1875 – Петербургский договор с Японией, по которому Курильские острова становились собственность Японии, а России переходил весь Сахалин.

Внешняя политика

1868 – Бухарский эмират, благодаря русскому военному деятелю М.Черняеву, принял вассальную зависимость от России, теперь он должен был оказывать военную помощь, а Россия за это покровительствовала ему.

1873 – Хивинское ханство, благодаря деятельности русского военного деятеля К.П. Кауфмана, признало вассальную зависимость от России, теперь оно должно было оказывать военную помощь, а Россия за это покровительствовала ему.

1876 – Кокандское ханство было завоевано М.Д.Скобелев

Итог присоединения Средней Азии:

1. Ускорение развития местных населения из-за получения доступа к более развитой технике.

2. Получение новых рынков сбыта для российских товаров.

3. Прекращение междоусобиц на данных территориях и уничтожение рабства.

4. Развитие инфраструктуры, там появились школы и больницы.

-8

1870-1871 – франко-Прусская война. Пруссия с 1866 начала пытаться возродить былую Германскую империю, а Франция этому хотела помешать. В этой войне Франция потерпела сокрушительное поражение, в итоге ее императора Наполеона III свергли и образовали Третью французскую республику; А Пруссия смогла стать полноценной Германской империей.

· Благодаря это войне началось сближение России и Германии, первая пообещала в случае чего помешать Австро-Венгрии встать на сторону Франции, а вторая сказала, что подержит требование России по пересмотру Парижского мирного договора (1856 года).

· Но также эта война послужила одной из причин для Первой Мировой войны, т.к. на мировой арене появилась новая сильная держава.

1870 – «Циркулярная нота» А.М..Горчакова. В ней министр иностранных дел выразил российское желание о пересмотре Парижского Мирного договора, а точнее о том, чтобы Россия могла иметь военный флот на Черном море.

► «Циркулярную ноту» поддержала Пруссия.

► Англия и Франция против данного решения.

► У Франции нет возможности противостоять, так как она слаба.

1871 – Лондонская конференция о пересмотре Парижского мира.

1. Россия и Турция могут иметь военный флот в Черном море

2. Россия может оказывать помощь национальным освободительным движениям на Балканах.

3. Расширение торговли через проливы Босфор и Дарданелла.

4. Турция может открывать проливы для военных судов дружественных стран.

1873 «Союз трех императоров»: России (Александра II), Германии (Вильгельма I) и Австро-Венгрии (Франца Иосифа) для оказания друг другу помощи. После этого он созывался еще в 1881 и 1884, но никакой пользы от него глобальной не было.

Франц Иосиф, Вильгельм I и Александр II
Франц Иосиф, Вильгельм I и Александр II

– Россия не смогла предотвратить сближение Австро-Венгрии и Германии.

– Германия не смогла продолжить давление на Францию.

Распался из-за разногласий.

Восточный вопрос

1859 – Молдавия и Валахия объединились в Румынию, и стали вассалом Турции.

1875 – восстания в Боснии и Герцеговине и Болгарии против Турции.

1876 – Сербия и Черногория объявляют войну Турции, но последняя их быстро подавляет. Россия просит Турцию заключить мирный договор с Сербией.

1877-1878 русско-турецкая война.

Причины

1. Недовольство славянских народов турецким владычеством на Балканах. Стремление России помочь им.

2. Нерешенность восточного вопроса, стремление Росси вернуть влияние на Балканах, утраченное после Крымской войны.

3. Давление общественного мнения на императора, требования действовать

-10

1877 – взятие Шипкинского перевала русскими во главе с И.В.Гурко и болгарскими добровольцами во главе с Н.Г.Столетовым.

1877 – турки взяли Плевну.

1877 Русские во главе с М.Лорис-Меликовым взяли Карс.

1877 – русские во главе с Э.И.Тотлебеном взяли Плевну.

1877 – русские с И.В.Гурко вступили в Софию.

1877 – турки сдались М.Д.Скобелеву под Шипкой.

1877 – сражение под Шейново во главе с Ф.Ф.Радецким.

1878 – М.Д.Скобелев взял Адрианополь.

1878 – Сан-Стефанский мирный договор:

1. Сербия, Черногория, Румыния становятся независимыми.

2. Босния и Герцеговина, Болгария получают автономию в составе турецкого княжества.

3. Южная Бессарабия была возвращена России.

4. Крепости Батум, Ардаган и Карс были присоединены к России.

1878 – Берлинский конгресс (в котором участвовали Англия, Франция, Россия, Германия, Австро-Венгрия и Турция) из-за недовольства европейских держав и давления на Россию.

· Со стороны России в конгрессе участвовал А.М.Горчаков.

1. Автономию получила только Северная Болгария, а Южная так и оставалась во власти Турции.

2. Англия получила права на Кипр.

3. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину.

(Александр III)