Найти тему
Мировая Экономика

Кто будет работать на наших новых заводах?

Михаилу Хазину в эфире Радио Спутник был задан вопрос:

У нас в стране огромный дефицит кадров. Если открыт сайт с вакансиями, то мы можем обнаружить огромное количество рабочих специальностей. Зачем нам надо строить заводы, если на них некому будет работать?

Михаил Хазин:

Вы знаете, тут вопрос сложный, потому что кто должен работать? Как должен работать? Вы знаете, тут, кстати, очень интересная штука, потому что сейчас появляется искусственный интеллект.

На самом деле это не искусственный интеллект, это немножко другое. Потому что это, скорее, система логистической обработки информации, но которая позволяет очень многие проблемы решать.

То есть, грубо говоря, заменять низкоквалифицированных работников. Мы видели, что уже этот самый искусственный интеллект начинает писать тексты. Да, конечно, это не очень качественные тексты, но довольно большое количество людей низкой квалификации заменить можно.

Далее. Уровень автоматизации очень сильно растёт. То есть нужны специалисты высокого класса, но их может быть меньше и так далее. Я хочу сказать, что даже в СССР на самом деле работало сильно меньше народу, чем кажется, потому что в СССР была логика сплошной занятости, поэтому количество рабочих мест было сильно больше, чем оно было теоретически нужно.

Сейчас рабочие на заводах должны иметь квалификацию соответствующую технологиям эпохи
Сейчас рабочие на заводах должны иметь квалификацию соответствующую технологиям эпохи

Известны истории всякие, эксперименты, которые позволяли сократить число работающих на заводе в 2-3 раза. Эти эксперименты довольно быстро прекращались, потому что партийные органа говорили:

«Ребят, а мы все понимаем. Да, эффективность, конечно, растёт. Мы даже не спорим, мы это и без вас знаем. Но куда я буду девать вот этих вот людей, которых выгнали. Они все люди с низкой квалификацией. Кто-то из них работать не любит, кто-то из них не может, кто-то ещё чего-то. Куда нам их девать с точки зрения концепции того, что тунеядцев нам не надо?»

На самом деле, если мы будем говорить про всякого рода бытовую теорию: про мигрантов, про работяг и так далее, то очень большие проблемы.

Обратите внимание, мигранты же у нас занимают в основном те позиции, которые не хотят занимать люди, которые низкооплачиваемые. Почему мигранты? А потому, что они могут себе позволить часть жить совсем бедно, а часть денег отправлять туда, своим родственникам. А наши люди категорически отказываются.

Кроме того, опять таки, жильё в Москве, оно требует некоторого довольно большого количества денег, то есть если вы снимаете квартиру. Если свое жильё, то полегче. Люди, которые живут в Москве, не могут позволить себе получать зарплату ниже. А вот те, кто живёт, грубо говоря, в общежитиях, когда по 20 человек в одной комнате, они позволить себе такое могут, но понятно, что это не москвичи. Тут масса такого рода проблем и ответа на них по большому счету нет.

Ведущий:

Но мигранты же всё равно выполняют ту работу, которую должен кто-то выполнять. Если бы их не было, то нарушались бы и процессы, как я понимаю.

Михаил Хазин:

Конечно. Но жизнь меняется.

Вот у нас был хороший таджик дворник. Потом в какой-то момент он исчез. Мы спрашиваем других таджиков: «А куда он делся?» Они говорят: «О! Он поднялся. Он стал таксистом». При этом он остался. То есть в наш двор никого не пускают, а его пускают. Он машину у нас держит. Я достаточно близко от центра живу. То есть люди, конечно, меняются.

Я могу сказать, что некоторые рабочие наши, которые особенно во всяких дачных посёлках, там есть лидеры общин, которые зарабатывают очень приличные деньги. Грубо говоря, они являются бригадирами. Бригадиры, кстати, всегда много зарабатывали.

В продолжение темы:

Завораживающие перспективы свободного движения труда и капитала в России