Лев Толстой гениален. Многословен, но чертовски проницателен в вопросах человеческого существования. Мой любимый роман «Анна Каренина». Первый раз читал в 17 лет и ничего не понял, кроме как, что там какая-то истеричная баба метается из стороны в сторону. В 25 лет был восхищён личностью Левина. Его размышлениями из жизни крестьян и способами победить несправедливость в обществе. Теперь мне за 30 лет, и я перечитал роман пока ехал в поезде. Просто захотелось освежить память, потому что мне казалось, что я всегда упускал там одну важную мысль, которая буквально витает в сегодняшней России.
И я её нашёл!
О судьбах, о людях, о школах
Я не будут пересказывать сюжет этой книги и говорить о главной героине. Ведь сюжет всего романа далеко не о самой Анне – он о реалиях того времени. Об обществе и как это общество принимает или призирает тех, кто не следует его законам и устоям. И всё же там происходят глобальные изменения - рушится старый мир и стремительно занимает позиции новый!
Сама Анна в наше время ни у кого бы не вызвала неприязнь или отторжение. И сейчас в России и сколько бы ни говорили по телевизору о традиционных ценностях и старом укладе жизни – они не остановят изменения в самом обществе.
Единственное неизменно – это судьба простого русского человека, которые и не барин, и не олигарх, и не на прикормленном месте сидит. Вот Левин говорит в романе:
«Рабочие не хотят работать хорошо и работать хорошими орудиями. Рабочий наш только одно знает — напиться, как свинья, пьяный и испортит все, что вы ему дадите. Лошадей опоит, сбрую хорошую оборвет, колесо шипованное сменит, пропьет, в молотилку шкворень пустит, чтобы ее сломать. Ему тошно видеть все, что не по его. От этого и спустился весь уровень хозяйства».
То есть он даже не намекает, а прямо говорит, что русский мужик самому себе и ближнему помочь не может, но требует от других и от государства сиюминутных улучшений жизни. Что не наше, так бей и круши, а что наше, то и пропить не жалко. Разбитые остановки с подогревом и зарядками для телефона, которые установили в моём городе не дадут соврать. Даже года не простояли как там все ЖК экраны разбили.
Далее Левин рассуждает:
«Школы не помогут, а поможет такое экономическое устройство, при котором народ будет богаче, будет больше досуга, — и тогда будут и школы».
И тут же попадает в точку. Нужно не образование менять и внедрять «правильную патриотическую литературу», а делать досуг молодёжи доступным и увлекательным. Тогда они будут тянуться к знаниям и любить родину. Пускай извинят меня некоторые люди, но никому ваша «Как закалялась стать» не нужна. Я вообще считаю, что на развитие во многом зависит от игровой индустрии.
«Вон как у американцев хорошо получается делать игры про смелых и честных американцев».
А наши только про отечественную войну фильмы снимать могут. И то пол бюджета распилят и снимут какую-нибудь дичь типа «На Париж». Вот и Левин в книге говорит:
«Наши земские учреждения и всё это — похоже на берёзки, которые мы натыкали, как в Троицын день, для того, чтобы было похоже на лес, который сам вырос в Европе».
Понимаете, на что он намекает? Не на загнивающий запад, а наоборот, что Россия вечно все наработки перенимает у него, хоть вечно и говорит про «особый путь». А какой этот особый путь? Пичкать пропагандой неокрепшие умы граждан, у которых не развито критическое мышление? Вы только посмотрите сколько сейчас противоречий даже у своих между своими. Какие тут нафиг традиционные ценности, когда расслоение в обществе и воробью видны.
«Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не можешь понять, что именно хочет доказать противник».
А этой цитатой я закончу статью. Суть самого же текста была в том, что в романе Толстого ощущается огромный дух перемен, который и современную Россию ждёт. Хорошо или плохо не знаю, но он идёт и старые скрепы уже все в ржавчине и скоро рассыпятся сколько их не склеивай.