Найти тему
Александр Пересвет

"Возьми крест свой.." - значение.

В Евангелие фактически дан путь спасения для каждого человека.
Но Евангелие надо уметь правильно прочесть. Вроде бы помощь в этом должны дать священники. Однако их толкование часто равносильно абсурду. Оно скорее предназначено чтобы запутать людей или запугать их. Вот одно из них:
толкование от архиепископа Аверкого (Таушева).
Читая такие толкования невольно на ум приходит: "..люди больше всего пугаются непонятного. Да, да. Побольше непонятного." (Остап Бендер "Золотой теленок")
В указанном толковании от архиепископа Аверкого (Таушева) например сказано: "Человеку свойственно беречь свою жизнь... Но это — путь, на который стремится увлечь людей дьявол, желая их погибели."
А так ли это? Когда дьявол искушал Христа, он просил Его броситься с горы в надежде что ангелы спасут его. Но Христос сказал: "не искушай Господа Бога твоего". Выходит всё наоборот: дьявол внушает не беречь жизнь, а потерять её, так чтобы он мог забрать душу. А Христос совсем не хочет этого, и предостерегает от этого.
Дословно слова Христа звучат так: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною".(МФ 16:24)
Священник делает из этого некий непонятный шаблон-мантру. Он говорит:
1."отрекись от себя, откажись от своей естественной воли и стремлений" - т.е. стань безвольным овощем (на руку дьяволу);
2."подражай Христу в Его подвиге самоотречения, самоотвержения" - как? ведь сейчас нет такой казни как распятие;
3."быть готовым на все лишения и страдания, вплоть до смерти" - это как раз то, что хочет дьявол.
Как же правильно понять слова Христа и сознательно, со всем пониманием, НЕ ОТРЕЧЬСЯ от воли своей, но НАПРАВИТЬ свою волю и свои стремления на исполнение слов Христа?
Для этого надо понять что означают две вещи: что такое "взять свой крест"
и что такое "следовать за Христом". Очевидно что осознать эти вещи надо
не в физических но в духовных понятиях. Для этого надо вспомнить Христовы заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». (Мф. 22:37-40)

Первая заповедь о любви к Богу напрямую касается выражения "возьми свой крест". Взять свой крест - это принять то что дает тебе Бог, принять Божью волю в своей жизни. Бог разговаривает с нами языком обстоятельств. Он создает такие обстоятельства, когда так или иначе человек вынужден сделать выбор - следовать тому, что дает Бог или делать по своему, игнорируя объективные обстоятельства и добиваясь своего.
Вот следование Божьей воле - это и есть любовь к Богу, это и есть "свой крест".

Вторая заповедь (о любви к ближнему) связана с понятием "следовать за Христом". Бог есть любовь. Христос проявил любовь к людям отдав себя в жертву. Таким образом для любого человека проявлять любовь во всех ситуациях своей жизни, любовь вплоть до самопожертвования, это и есть "следовать за Христом".


Итак, с истинным значением этого Евангельского выражения разобрались.
Теперь вопрос: а чем же так важно это выражение, и почему обязательно надо иметь правильное понятие о нём. Дело в том что враг рода человеческого великолепно знает Библию и виртуозно её использует.
А это Библейское (Евангельское) положение для него просто чудесный инструмент для получения людских душ. Возьмите любую религиозную секту. Основа сектантской деятельности - именно в самоотречении. Ведь практически для каждого человека это "самоотречение" и "несение креста" это такая высокая планка веры в Бога, которую достичь весьма трудно, но без нее нет спасения, а есть муки вечные в аду. Это именно тот "крючок", на который дьявол в лице сектантов ловит большое число душ. Самоотречение включает в себя отказ от имущества, денежных средств, а в конечном итоге реальное и полное рабство в секте. И это не вымысел. Таких случаев очень много. На что надеяться людям? Кто должен дать им правильное понятие этого: "отвергнись себя, возьми крест свой.."?
Это истинное понятие и толкование должна дать Церковь! А кто еще должен нести истину? Кто должен, как писал А.С.Пушкин "глаголом жечь сердца людей"? Однако, как описано выше, в
толковании от архиепископа Аверкого (Таушева) говорится ровно то же самое, что говорят людям секты, которые зазывают их к себе. Вот где трагедия! Вот где ужас!
Именно поэтому считаю очень важным разъяснить людям, что "самоотречение" во фразе о следовании за Христом это не отказ от своей воли, своей жизни, своего имущества, денег и т.д. Нет! Христос этого не требовал и не требует ни от кого! Важно понимать, что жизнь человеку дает Бог. В жизни, данной Богом, у человека есть и свобода воли, данная так же Богом. И естественные потребности у человека в жизни есть: в еде, одежде, крыше над головой и т.д. Все эти потребности никак не грешны!
Человек свободен в удовлетворении своих жизненных потребностей. А вот проявлять Христову любовь к Богу и ближнему надо тогда, когда Бог дает соответствующую ситуацию, обстоятельства жизни. И вот когда Бог поставил человека в ситуацию выбора: либо любовь, либо личный интерес, вот тогда от человека ожидается Богом (даже не требуется, а ожидается) проявление любви вплоть до самоотвержения. То есть Богу нужен самоотверженный поступок, означающий что человек покорно "берет свой крест" и "следует за Христом", то есть проявляет любовь которая нужна в этой жизненной ситуации. Тогда человек живет с Богом (Бог есть любовь) и в Вечности тоже буде с Богом. И никакие вечные муки в аду ему тогда не грозят!