Найти тему
diletant.media

Чему учили школьников в Средние века?

Клирик был хозяином знаний на самом низком бытовом уровне. Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.

Монахи. Источник: medievalist.com
Монахи. Источник: medievalist.com

Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья. Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями. Но доставалась подобная продукция меньшинству. 15-е столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.

Где и чему научат в эпоху Средневековья?

Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви.

С ростом авторитета церкви монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своём из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».

«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.

Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе, учителем был магистр, который назначался самим епископом.

Чтение книги. Источник: wludh.ca
Чтение книги. Источник: wludh.ca

В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему. Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили более на время в группе продлённого дня.

Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В 10-м и 11-м веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий. Но к исходу 12-го века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни.

Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже 5−6-го вв. «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками. Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли. Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio).

-3

Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. 4 искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия. Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми. Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.

Городские школы в 12-м веке росли как грибы после дождя. Они подготовили почву для рождения одного из главных достижений средневековой Европы — университета.

Подробнее