К знаменитому произведению Гете обращались многие художники, но ирландец Гарри Кларк превзошел всех в своей манерности. Его работы - на грани безвкусицы, но, вот парадокс, смотреть на них хочется еще и еще...
Гарри Кларк родился в Дублине в 1889 году, его отец был мастером-отделочником, работал не только в частных домах, но и в церквях. Так будущий иллюстратор с самого детства потихоньку приобщался к искусству. Образование он получил в Национальном колледже искусства и дизайне - главном учебном заведении для художников Ирландии.
Кларк некоторое время прожил в Лондоне, но потом вернулся в родной Дублин. Славу ему приносят иллюстрации: сначала к сказкам Андерсена и Шарля Перро, потом к произведениям Эдгара По и других.
Вместе с братом Гарри Кларк работал в фирме своего отца, которая занималась производством витражей и не только для церквей, но и для светских зданий. И хотя витражные работы довольно неплохо оплачивались, Кларк все же гораздо больше был увлечен книжной иллюстрацией. Художник был болен туберкулезом, и умер довольно рано: ему был всего 41 год. Одной из последних его работ стала разработка графических листов для очередного издания "Фауста" - своего рода лебединая песнь художника.
Кларк черпал вдохновение в движении Ар нуво (он же Модерн), в творчестве таких мастеров как Обри Бердслей и Густав Климт. Их влияние хорошо заметно в изможденных удлиненных фигурах Кларка, в широком использовании орнамента и характерных растительных его элементов.
В книге было восемь цветных полностраничных иллюстраций, шесть полностраничных черно-белых и шестьдесят четыре монохромных виньеток и вставок меньшего размера. Художник потрудился на славу.
В этих иллюстрациях практически нет незаполненного пространства, все занято тысячами деталей, игрой линий, переплетениями фигур... Но, главное, поражает мрачная декадентская манера художника, настолько чрезмерная, что порой выходит за грань хорошего вкуса. Здесь все пребывает в движении, все ощущается каким-то копошащимся и жутким.
Многие иллюстрации до того загадочны, что трудно понять, какие именно строки автор визуализирует. Образы кажутся почти абстрактными, некими общими "фантазиями на тему", не привязанными к конкретному фрагменту текста:
Но есть и такие, смысл которых вполне прозрачен. Меня, к примеру, покорили вот эти изумительные, почти сновидческие кони - изображен полет Фауста и Мефистофеля, но герои зажаты где-то в углу, а все пространство листа занимают изображения прекрасных животных:
А как хорош вот этот таинственный суровый алхимик Фауст, в окружении не то демонов, не то ведьм:
Или чудесный ангел, явившийся Маргарите:
"Фауст" с иллюстрациями Гарри Кларка вышел ограниченным тиражом в 2000 экземпляров, и отзывы критиков были в основном положительными. Рецензенты хвалили рисунки за их «особое очарование» и «богатство фантастических изобретений». Один критик из еженедельника Irish Statesman писал о том, что изобретательность Кларка безгранична, и с ним трудно не согласиться.
Иллюстрации Гарри Кларка - воплощение декаданса, можно сказать, апофеоз: манерные, нарочитые, бьющие на эффект и намеренно ужасающие. До такого даже Климт и Бердслей не доходили)