“И Он сказал мне: «Сын человеческий! Встань, и иди к дому Израилеву, и говори им Моими словами; ибо не к народу с речью невнятной и с непонятным языком ты посылаешься, но к дому Израилеву, не к народам многим с невнятной речью и с непонятным языком, слов которых ты не разумел бы. Да если бы Я послал тебя и к ним, то они послушались бы тебя. А дом Израилев не захочет слушать тебя, ибо они не хотят слушать Меня, потому что весь дом Израилев с крепким лбом и жестоким сердцем. Вот Я сделал и твоё лицо крепким против лиц их, и твоё чело крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твоё; не бойся их и не страшись перед лицом их, ибо они — мятежный дом». И сказал мне: «Сын человеческий! Все слова Мои, которые буду говорить тебе, прими сердцем твоим и выслушай ушами твоими. Встань, и пойди к переселённым, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: "Так говорит Господь Бог!" — будут они слушать или не будут»” (Иез. 3:4-11).
Стих 4. Под домом Израилевым подразумеваются все израильтяне — как десять северных, так и два южных колена. Иезекииля Бог направлял с поручением ко всем “сынам Израилевым” (см. 2:3). Во 2 Пар. 30 указано, что некоторое количество израильтян из северного царства переселилось в Иудею. Идея диспенсационалистов о “десяти потерянных коленах” не подтверждается Библией. Из этой главы мы узнаём, что люди из Асира, Манассии, Завулона, Ефрема и Иссахара жили в южном царстве. Это также объясняет, откуда Анна из Лк. 2:36 могла знать, что она была из колена Асирова (см. Деян. 26:7).
Стих 4 даёт основное определение деятельности проповедника: “иди” — проповедник это тот, кто послан (Рим. 10:14, 15); “говори” — проповедование требует от Божьего избранника, чтобы Божью весть услышали; и говори “Моими словами” — проповедование не является истинным, если не проповедуется Слово Божье (см. 2 Тим. 4:2).
Стихи 5, 6. Когда Иезекииль начал своё служение, он не встретился с некоторыми из трудностей, очень часто ассоциируемых с миссионерской деятельностью. Бог отметил, что он не будет иметь дело с народом “с невнятной речью” (ст. 5, 6). Это выражение встречается только здесь и в Ис. 33:19, где относится к чужим народам, которые говорят на языке, который нельзя понять. Следующая фраза — “непонятный язык” — была употреблена Моисеем (Исх. 4:10), который считал себя несоответствующим роли Божьего представителя; возможно, он не был искусным или красноречивым оратором. Иезекииль посылался к своему собственному народу. Он говорил на знакомом им языке. Это облегчало поручение Иезекииля и одновременно возлагало дополнительную ответственность на дом Израилев. В стихе 6 Бог говорит: “Да если бы Я послал тебя и к ним [к народам с невнятной речью и непонятным языком], то они послушались бы тебя”. Если бы Иезекииль стал проповедовать окружавшим его народам, они бы прислушались к переданной им вести, хотя она была и от “чужого Бога” (Яхве). Израильтянам же не было оправдания; они не могли заявить, что подчинились бы слову Господа, если бы поняли его.
В некоторых версиях Библии в стихе 6 дан альтернативный перевод: “Но Я послал тебя к тем, кому следовало бы прислушаться к тебе”. Бог говорит, что они должны слушать Иезекииля. Слишком часто проповедники полагают, что только потому, что они проповедуют Слово, люди будут слушать. Они должны слушать, но не все так поступают. Тот, кто отказывается слушать, будет призван к ответу.
Стих 7. Бог открыл Иезекиилю суровую действительность: люди не захотят слушать. Из всей Библии, и в особенности из Евангелия от Иоанна, явствует, что люди должны быть предрасположены слушать. Павел говорил, что для спасения требуется “любовь истины” (2 Фес. 2:10). Бог ни в кого насильно истину не впихивает. Как Иезекииль по своей охоте “открыл уста” (3:2), чтобы Бог вложил в них Своё слово, так и сегодня люди должны хотеть познать истину. Каждому изучающему Библию следует задать себе вопрос: “Я открыт истине? Готов ли я усомниться в своих прежних взглядах, когда они войдут в противоречие с вдохновенным Словом Божьим?”
Мы не должны оказаться в такой же ситуации, в какой оказались люди, о которых говорится в Рим. 10:2: “Я свидетель их ревности о Боге, но ревность их не основана на знании” (Слово Жизни), или в Ос. 4:6: “Истреблён будет народ Мой за недостаток ведения”. Иисус учил, что, только познав истину, можно стать свободными (Ин. 8:32). Почему израильтяне отказывались слушать? Они были с огрубелым лицом и жестоким сердцем (см. Ис. 48:4; Иер. 3:3). Эти достойные сожаления свойства объяснили Иезекиилю, почему его проповеди будут отвергнуты. Отвержение не будет относиться лично к пророку. Люди, сказал Бог, “не хотят слушать Меня”. Бог на протяжении многих веков говорил с ними и через других пророков — с тем же результатом (см. Мф. 5:12; Ин. 15:18-20).
Стихи 8, 9. Как Бог подготовит пророка к общению с таким упрямым народом? Он сделает лицо Иезекииля крепким против лиц их (ст. 8; см. Иер. 1:18).
Слово “крепкий” (хазак) повторяется в стихе 9. Это обыгрывание значения имени Иезекииля, которое означает “Бог укрепляет”. Бог, действительно, укрепит Иезекииля для предстоящего ему трудного задания. Он должен стать исключительно “крепколобым” проповедником. Пожалуй, сегодня нам не мешало бы иметь немного больше подобных людей, а не таких, кто “ласкает слух” и чьи проповеди так нравятся многим (2 Тим. 4:3, 4).
Чело Иезекииля станет “как алмаз, который крепче камня” (ст. 9). Слово, переведённое “алмаз”, здесь, конечно, употребляется в переносном смысле, символизируя что-то чрезвычайно твёрдое — как алмаз, которым режут кремень (см. Иер. 17:1). Когда твёрдость Иезекииля станет, как у алмаза, он сможет пробиться через чёрствые сердца людей.
Кажется, жаль, что Богу пришлось сделать Иезекииля таким, но люди были настолько мятежны, что требовались крайние меры, чтобы достучаться до них. Такой принцип резко отличается от философии нынешнего религиозного мира, в котором главным является слово “терпимость”. Есть только один путь и одна истина. Такая узость взглядов непопулярна, но увлечение “всяким ветром учения” противоречит Божьему замыслу (Еф. 4:14).
Стих 10. Бог хотел, чтобы Иезекииль сердцем принял Его весть (см. Иов 22:22). Божьему пророку необходимо было полюбить Его слово. Истина становится частью того, кто несёт её, определяя его личность, характер и цель жизни. Бог хотел, чтобы Иезекииль воспринял все Его слова. Проповедник не может выбирать на своё усмотрение, каким Божьим законам учить и повиноваться. Истинная преданность Богу требует внимания ко всем Его заповедям (см. Мф. 23:23). Когда Иеремия хотел перестать проповедовать (Иер. 20:9), его сердце воспрепятствовало ему, потому что в его сердце было Божье слово.
Стих 11. Хотя между словами “говорить” и “сказать” нет чёткой разницы, ясно, что Бог хотел донести до Иезекииля, когда сказал: “...говори к ним, и скажи им”. Бог хотел, чтобы Иезекииль передавал Его слово решительно и непрестанно. Хотя Иезекииль столкнётся с неприятием, он всё равно должен проповедовать, “будут они слушать или не будут”. Эта фраза употребляется уже в третий раз — до 3:11 мы её встречали в 2:5 и 2:7. Сила проповеди пророка будет в его вступительных словах: “Так говорит Господь Бог”.
Итак, Иезекииль должен идти и возвещать Божье слово — верно, умело и бесстрашно. Моше Гринберг пишет:
“...это откровение Божьей заботы о Своём народе, даже когда, как в данном случае, суть Его вести гнев и погибель. В Своём гневе на злодеяния людей Он не покидает их, а снова и снова посылает им предупреждения о бедствии, которое должно постигнуть их; эта неизменная тема книги пророка Иеремии (7:25; 25:4; 26:5; 35:15; 44:4) раскрывается во 2 Пар. 36:15: “И посылал к ним YHWH [Яхве, Господь], Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Своё жилище”. Даже если мало надежды на предотвращение бедствия, всё равно посылается пророк, чтобы впоследствии люди поняли, что среди них был пророк, то есть что Бог своевременно их предостерегал; вовсе не отсутствие чуткости с Его стороны, а их собственное нежелание слушать стало причиной их падения”.