Всё-таки русский народ, как правильно заметил Сталин, очень добрый народ.
Вот какой другой народ, получив себе в правители людей, которые являются умом, честью и совестью нашей эпохи, стал бы заботиться о народах, которым такого счастья не досталось. О тех, кто зачем-то заставляет своих граждан пересаживаться на электромобили, отказываться от атомной энергетики. И всё это в ситуации, когда по причине отсутствия российского газа, им приходится при свечах жить и на них же еду готовить. Да?
Давайте посмотрим на историю вопроса на примере Германии
Программа перехода на возобновляемые источники энергии была обнародована правительством Германии в далёком 2010 году. Правительство “лучшего друга” России Герхарда Шредера предложило изменить приоритеты энергетической политики за полгода до аварии на Фукусиме .
Так что да, экология — это лишь предлог. А что же было причиной?
Активная работа над опубликованной в 2010 программой по переходу на возобновляемые источники началась в 2007 году и имела цель “обеспечить стабильное и надёжное снабжение Германии энергией” из собственных ресурсов.
Но почему атомную энергию и привозные ресурсы вдруг посчитали ненадёжными?
Начиная с 2005 года власти России решили, что “братские” отношения с бывшими республиками СССР лишают их части доходов.
Риторику, использованную Россией в проходившей в 2005 с Молдовой, в 2006 с Украиной, в 2007 с Белоруссией на эту тему дискуссий, можно описать словами Данилы Багрова: “.. Не брат ты мне ..."
Процесс отказа РФ от братских отношений в пользу коммерческих имел несколько последствий.
Благосостояние россиян вследствие этого перехода безусловно выросло. Некоторых россиян.
Я уверен, сердца россиян замирают от гордости и восторга, когда они узнают, что состояние 110 из них в этом году достигло полтриллиона долларов.
Замирает?
Может отмирать. Остальные последствия хуже.
Выбор между баблом и людьми, сделанный властями РФ, абсолютно не учитывал, что люди — это самый ценный экономический ресурс. И этот ресурс начал активно уходить туда, где он был востребован. На “запад”. В первую очередь в лице наиболее грамотных, компетентных , а как следствие, политически и социально активных людей. Если до этого антироссийская тусовка в республиках бывшего СССР была представлена местечковым дебилами, то теперь в нее пришли грамотные, умные люди.
Простое сравнение: что происходит, когда вы по-свински расстаётесь с бывшим другом или подругой? Если вы послали подругу далеко эротично, а она пошла к соседу. Вас же это не удивит? Как и те гадости, которые она начнет говорить о вас и ваших предках?
Ну так и не удивляйтесь.
Ну да ладно. Какое дело немцам-то до наших высоких отношений. При чем здесь Германия?
Возможно “братский диалог” остался без всякого внимания европейскими потребителями российских ресурсов.
Но власти РФ в лице “Газпрома“ действовали, руководствуясь гениальной и пророческой фразой из “Бриллиантовой руки” – ‘А тогда мы им отключим газ”.
При этом без газа и нефти разом оказывались и европейские потребители. Они были вынужден оказывать давление на когда-то “братские” РФ страны с целью обеспечения транзита через их территорию. При этом они понимали, что вынуждены это делать, потому что стали жертвой шантажа.
Особенно болезненно был воспринят “диалог” Москвы с Минском, в ходе которого запасы топлива в Европе были почти исчерпаны. Ну и видя, как РФ поступает с союзным ему государством, возникли нехорошие подозрения у государств несоюзных.
Солнце, ветер и вода — немцам лучшие друзья
Поскольку становиться жертвами чьего либо шантажа немцы больше не хотели, было принято решение о разработке программы, имеющей целью достижение энергетической безопасности Германии.
Программа Energiewende (энергетический переход), несмотря на зелёную риторику, имела очевидной задачей переход на энергетику, использующую исключительно внутренние ресурсы Германии.
Программа получилась большая, рассчитанная на большой срок и множество этапов. И да она, разумеется, включала и отказ от ядерной энергетики, поскольку собственного сырья для неё у Германии почти нет. Зато предполагала строительство дополнительных угольных станций взамен атомных, поскольку свой уголь у Германии есть. Ну это так, “к слову об экологии”.
Но была ли и остаётся ли Energiewende реальной?
На протяжении всего периода действия этой программы Германия покупает электроэнергию у соседних государств, перекрывая возникающий периодически дефицит.
Но при этом и продаёт свою электроэнергию, когда она имеется в избытке.
Так вот за всё время реализации энергетического перехода не было ни одного года, когда Германия не продавала бы электроэнергии больше, чем покупала. Это свидетельствует о том, что программа была составлена солидным запасом.
Насколько солидным?
В прошлом, 2022 году, разница в оплате за купленную и проданную электроэнергии принесла Германии без малого 4 млрд евро.
Объем проданной электроэнергии ( 27,5 тВч) практически равен выработанной атомными станциями ( 32,6 тВч) с учётом одного только увеличения выработки ветряными и солнечными станциями (в 2022 на 20 тВч) . Дефицита электроэнергии едва ли стоит ожидать.
С 2021 года мощность электростанций, использующих возобновляемые источники энергии: ветряные, солнечные, гидро, и электростанции использующие биогаз и газ от переработки мусора (мощность последних уже давно примерно равна мощности электростанций, работающих на природном газе, прежде поставляемом из России) обеспечивает половину потребности Германии в электроэнергии.
Закрытие атомных электростанций уменьшила зависимость электроэнергетики Германии, от внешних источников ресурсов, с 33% до 20%
Переход автомобилей на электричество также призван покончить с зависимостью от внешних ресурсов. И здесь конечно засветился ОПЕК с его квотами .
Но есть ли мощности для производства электроэнергии для электроавтомобилей? В Германии имеется чуть меньше 50 млн легковых автомобилей, проезжающий в среднем 14 000 км в год . Если бы все они вдруг стали электрическими, то при расходе 0,2 киловатт-часа на километр потребовалось бы 2 800 кВт час в год на каждый.
Это равносильно двукратному увеличению потребления электроэнергии каждым немецким домохозяйством (41,4 млн). Или общему увеличению потребления электроэнергии Германии на 25%. Или мощности всех имеющихся в стране ветряных электростанций.
Конечно, если бы все автомобили в Германии разом стали электрическими, это породило бы серьезные проблемы, но поскольку процесс отказа от двигателей внутреннего сгорания вообще не предполагается, а с 2035 году будут запрещены только продажи новых машин с двс работающими на бензине и дизтопливе, но не на синтетическом, CO- нейтральном топливе. Так что у Германии есть ещё достаточно времени для строительства необходимых электростанций и другой инфраструктуры.
Надо заметить, что Германия далеко не лидер в процессе самообеспечения энергией.
Например, Дания уже сейчас больше 60% электроэнергии получает от солнца и ветра. А к 2030 планирует получать все 100% .
Мне кажется нормальным желание государств и граждан избавиться от влияния любителей “перекрыть кран”. А вы как считаете?
Автор: Павел Аир, 59 лет, автоэлектрик-диагност, живу и работаю в Германии
Другие статьи автора читайте в подборке