Найти в Дзене
Роман Апрелев

Не “ночная ведьма”, а “ласточка” Марина Чечнева

Иллюстрация Государственного музея спорта
Иллюстрация Государственного музея спорта

В ранние годы существования Советского Союза попасть за штурвал самолета было гораздо проще, чем сегодня. Было множество аэроклубов, в одном из которых занималась героиня моего сегодняшнего очерка. А звали ее Марина Чечнева. Уроженка орловского села Протасово, она росла возле Тушинского аэродрома. А тут еще и на всю страну прогремела новость о беспосадочном перелете от Москвы до Дальнего Востока женского экипажа Гризодубовой, Осипенко, Расковой. Как влюбленной в небеса девчонке остаться в стороне? Так что в 17 лет она получила удостоверение пилота.

Иллюстрация Государственного музея спорта
Иллюстрация Государственного музея спорта

Скоро началась война. И Марина Чечнева отправилась воевать. Она узнала, что ее легендарная тезка Раскова набирает женские авиаполки. Туда девушка и записалась. Молодых летчиц учили летать на бомбардировщиках У-2. Да, знаменитые “швейные машинки”, как дразнили эту далекую от совершенства технику немцы. Но ведь и в самом деле, девчонкам, прежде чем летать, пришлось немало с иголкой и ниткой повозиться. Обмундирование-то на мужиков рассчитано было, на несколько размеров больше. Перешивали под себя. В сапоги бумагу набивали, чтоб на ходу не слетала.

Фото Государственного музея спорта
Фото Государственного музея спорта

У-2, потом официально переименованный в По-2 (а неофициально - в “кукурузник”), был одним из самых массовых аэропланов в мире. Выпустили 33 тысячи машин. Максимальную скорость развивал до 150 км/ч. Потолок - 3820 метров, дальность полета - 430 км.

Чечнева справа. Фото Государственного музея спорта
Чечнева справа. Фото Государственного музея спорта

К боевым заданиям выпускниц энгельсской авиашколы допустили в мае 1942. Марине было 20 лет. Именно этих девчонок называли “ночными ведьмами” (про них сняли сериал, который невозможно смотреть). Кстати, сами летчицы предпочитали прозвище “ласточки”. К осени немцы приноровились к налетам по ночам, потери среди бомбардировщиц выросли. Именно Чечнева предложила новую тактику: идти парами. Первый самолет с шумом пролетал над целью, отвлекая на себя внимание. Второй пилот сбавлял обороты двигателя и планировал к объекту поражения. Сбрасывали бомбы. А газ включали на выходе из пикирования. Враг, конечно, слышал гул мотора, но боекомплект уже летел ему на голову. У немцев был приказ: живыми ночных бомбардировщиков не брать!

Чечнева слева. Фото Государственного музея спорта
Чечнева слева. Фото Государственного музея спорта

Подсчитано, что в годы войны советские летчицы совершили 23672 вылета. 1191 полные сутки они находились в воздухе. Сбросили 26 тысяч зажигательных снарядов, более трех тысяч тонн бомб. 23 девушки из авиаполка стали героями Советского Союза.

Фото Государственного музея спорта
Фото Государственного музея спорта

Подробности вы можете узнать из книг, которые Чечнева написала после войны: “Самолеты уходят в ночь”, “Небо остается нашим”, “Повесть о Жене Рудневой”, “Боевые подруги мои” и “Ласточки над фронтом”. Кроме литературы Марина отметилась и в авиаспорте: в 1949 году она установила мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту на самолете Як-18.