Доктор биологических наук Татьяна Черниговская как-то сказала: «Мозг — загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — отдельный вопрос».
Как мы поступим в той или иной ситуации? Что подумаем? Какую эмоцию испытаем? Мы в буквальном смысле зависим от работы нашего собственного мозга. Внутренние ощущения и внешние проявления мыслей каждого человека — результат кропотливой работы сразу нескольких мозговых структур, которые и формируют нашу личность.
Давайте попробуем разобраться, как мозг управляет нашей жизнью и какие структуры за это отвечают.
Структуры мозга и зоны их ответственности
Пока мы кратко опишем каждую из структур, а выводы сделаем чуть позднее в этой же статье.
— Таламус. Он помогает нам осмыслить внешние стимулы и при необходимости ответить на них нервным импульсом. Когда вы вздрагиваете от резкого грохота или щуритесь от неожиданно вспыхнувшего света, знайте: это результат работы таламуса.
— Миндалевидное тело. Иначе его еще называют амигдала или «тревожная кнопка», ведь именно эта структура отвечает за генетическую предрасположенность к тревожности. Условно, встретившись с суровым взглядом незнакомца в общественном транспорте, вы легко можете ощутить страх только потому, что амигдала активируется от любых стимулов, символизирующих отсутствие безопасности.
— Гиппокамп. Образно говоря, это книга нашей памяти. Сталкиваясь с определенными обстоятельствами, мы нередко используем свой предыдущий опыт: если в детстве мама обращалась к вам полным именем только в случаях, когда вы провинились, то, в очередной раз услышав от нее «Александра» вместо «Сашенька», вы можете испытать напряжение. Так происходит, потому что гиппокамп хранит огромную базу знаний, к которой мы регулярно обращаемся.
— Префронтальная кора лобных долей. Эта структура несет ответственность за сознательные выводы относительно текущей обстановки. Этот же отдел мозга отвечает за концентрацию внимания на конкретной ситуации и планирование действий. Стоит отметить, что основным источником исходных данных для ПКЛД является гиппокамп.
— Гипоталамус. В его зоне власти — все вегетативные проявления. Вспотели, пока ждали своего выступления на сцене. Почувствовали учащенное сердцебиение, услышав неудобный вопрос. Покраснели, получая грамоту за выдающиеся заслуги. Это гипоталамус активировал в теле процессы в ответ на ситуацию.
Как структуры соотносятся между собой?
Сталкиваясь с неожиданным и достаточно сильным раздражителем, который мы считываем как опасный, наш мозг запускает импульс по схеме «таламус — амигдала — гипоталамус». Вот почему на некоторые события мы реагируем очень нервно, вспыльчиво, эмоционально.
Если же раздражитель недостаточно сильный и не несет в себе явной опасности, движение импульса идет по другой схеме: «таламус — префронтальная кора — гиппокамп — гипоталамус». При таком раскладе мы сознательно анализируем окружающие нас обстоятельства, делаем выводы и реагируем не молниеносно, а спустя время.
Что такое нейромедиаторы и какую роль они играют?
Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие работу механизмов, которые мы описали выше.
Как только мы сталкиваемся с любой ситуацией, тот или иной нейромедиатор высвобождается из своего специального синаптического пузырька и попадает в рецепторы нейрона. Это, если можно так выразиться, придает нейрону характер и дает окрас тому, что вы в следующую секунду подумаете, скажете или сделаете.
Какие нейромедиаторы существуют?
— Глутамат. Он позволяет запомнить реакцию на определенный стимул и воспроизводить ее вновь и вновь при встрече с таким же стимулом.
— Норадреналин. В стрессовой ситуации он помогает меньше рассуждать и быстрее действовать. Проще говоря, его проявление можно описать словами «бей или беги».
— Кортизол. Усиливая действия норадреналина, он снижает работу гиппокампа и создает иллюзию резкого прилива сил на грани с отчаянием. Именно кортизол позволяет человеку совершить действие, на которое он не решился бы в стабильной обстановке.
— Дофамин. Он отвечает за повышенную внимательность к окружающей среде. Человек со скачком дофамина скорее остановится и замрет, услышав шаги позади себя (а вот норадреналин, например, заставит человека бежать без оглядки).
— Серотонин. Замечали резкое снижение потребности в информации после какого-то приятного события? Например, когда только сдал отчет по работе, чувствуешь, что не хочешь брать в руки телефон или говорить с коллегами. Так вот, это проделки серотонина. Его эффект похож на расслабление и легкое бессилие.
— Эндорфин. Он тоже связан с положительными эмоциями, но, в отличие от серотонина, вызывает не тихую радость, а настоящую эйфорию (нередко ее сравнивают даже с опьянением).
От чего зависит выбор нейромедиатора?
Организм сам определяет, какой нейромедиатор сейчас будет наиболее актуален, безопасен и полезен для человека. Этот вывод мозг делает на основе десятка факторов, среди которых накопленный опыт, наличие тех или иных нейронных связей, общий гормональный фон и т. д.
Мы не будем погружаться в детали, поскольку на эту тему можно написать большую научную статью. Важно понять лишь то, что мы не можем приказать мозгу выбрать один, а не другой нейромедиатор. Этот процесс протекает вне нашей зоны влияния.
Например, катаясь на американских горках, один человек почувствует прилив эндорфина (и будет несказанно рад такому отдыху), а другой — кортизола (и пообещает себе больше никогда не подходить к аттракционам).
Получается, что наш мозг действительно управляет нами?
Во многом это правда так. В непредвиденных ситуациях мы не можем спрогнозировать или предугадать свою мыслительную или поведенческую реакцию, потому что она формируется за доли секунд и обоснована инстинктами, рефлексами, памятью и прошлым опытом.
Но, раз уж память и опыт тоже играют роль, получается, что в наших силах хотя бы незначительно повлиять на процессы. Мы можем отрефлексировать происходящие с нами события, сделать выводы (теперь мы даже знаем, какая зона мозга за это отвечает) и уберечь себя от повторения одной и той же реакции.
Например, вы как родитель могли сорваться на ребенка за плохую оценку, опираясь на свой собственный школьный опыт. Но это не означает, что такая реакция является единственно верной. Обдумав ситуацию, вы можете в следующий раз иначе отреагировать на новость о двойке своего чада просто потому, что сделали для себя новые выводы.
Мозг нейропластичен и способен меняться! И, следовательно, наше поведение и мысли тоже не обязаны повторяться изо дня в день!