Найти тему

Вдохновение по требованию. Гайд для творческих зануд. Часть 1.

Оглавление

Вступление

Можно ли творчество поставить на поток, стабильно получая отличный продукт — прямо как на заводском конвейере? При этом, чтобы результат ещё и строго соответствовал всем нужным «хотелкам». Ответ не так очевиден. С одной стороны, есть яркий пример американской индустрии кино, где творческая мысль огромного числа профессионалов работает как печатный станок по производству фильмов самых разных жанров. С другой, — есть устойчивое мнение о том, что результат творческой деятельности — товар штучный, и часто даже непредсказуемый.

А как было бы здорово, если бы вдохновение появлялось по желанию! Креативность не зависела бы от настроения творца и неудобных обстоятельств, а стала бы величиной постоянной и ожидаемой. Но в нашей с вами реальности живёт краказябра под названием «рутина». Этот зверь нам знаком в виде творческого ступора, когда старые проверенные «лайфхаки» потеряли актуальность, а новые пока не готовы сдаться в плен без боя.

Оказывается, есть специальные «ментальные» методы для выхода из подобной ловушки. И преодолеть с их помощью состояние инерции доступно каждому. Человеческая цивилизация существует многие десятки тысяч лет и в процессе своей бурной деятельности придумала немало способов, как разогнать творческий потенциал своего мозга и помочь другим в этом вопросе. Спасибо тем, кому «больше всех было надо»!


Важно! Скажу прямо — я за естественный «майндбилдинг», так как только он даёт наилучший и, что самое важное, — продолжительно устойчивый результат. Вполне достаточно законных и безвредных способов повысить свою креативность с помощью «натуральной химии». Об этом я планирую сделать отдельную публикацию на тему «Творческая пища».

С этой же статьи я начну серию публикаций о креативных техниках. Это такие мыслительные приёмы, с помощью которых можно по-особому организовать своё творчество и достичь результата с улучшенным качеством. Фокус состоит в том, что получается сократить время на поиски: иногда достаточно взглянуть на задачу под другим углом зрения. Да и результатов может быть больше, чем один.

Есть синонимы для словосочетания «творческие техники», самые распространённые из них, это:

«эвристика»
«креативные методы»
«методы психологической активации творческого мышления»
«техники или методы генерации идей»

Названия разные, но назначение у всех одно — стимулировать скорейшее создание чего-то нового, оригинального, либо решить какую-то проблему. Человечество использует эти методы повсюду: от графического дизайна до робототехники и космической отрасли. Мне ближе графический дизайн, поэтому мы будем обсуждать способы, которые к нему более применимы.

Рассмотрим два самых простых и всем известных, с помощью которых мы можем сразу, без подготовки, получить творческий результат:
1) «метод перебора вариантов» и 2) «метод копирования». Чтобы лучше понять эти техники, разберём их на «запчасти» — вспомним детство (в моём детстве игрушки, будильники и прочие механические устройства ожидала только такая участь).

Метод перебора

Первый способ — метод перебора вариантов — древнейший и самый распространённый из всех остальных. Человечество уже и не помнит, как давно его применяет. Им пользовался каждый хотя бы раз в жизни, не задумываясь, что «это» может быть каким-то методом или креативной техникой, и что вообще «это» как-то называется. Видимо, он встроен в человеческую ДНК. Шучу. Другие названия техники:

«метод проб и ошибок»
«метод научного тыка»
«метод случайного поиска»

И, возможно, — «старый дедовский способ» (если Вы слышите подобную фразу, то, скорее всего, она о методе перебора; про «грабли» — не знаю, ещё не решил). Достоинство у этой техники только одно — она проста. Но, если взглянуть на неё с точки зрения эффективности, техника перебора вариантов — очень трудоёмкий способ получить желаемый результат. Вспомните байку про создание лампочки
Ильча Эдисоном. Этому трудолюбивому изобретателю пришлось испробовать не одну тысячу материалов в качестве нити накаливания, прежде чем он наткнулся на вольфрам! Не советую идти по его пути. Недостаток этой техники очевиден — слишком она дорогая.

Описание техники

название
: «метод перебора вариантов»;
синонимы: «эмпирический метод», «метод проб и ошибок», «метод случайного поиска», «метод научного тыка», «старый дедовский способ»;
положенный в основу принцип: бессистемный (хаотичный) поиск решения на основе ограниченных знаний и опыта;
достоинства: прост в использовании и доступен даже шимпанзе;
недостатки: трудоёмок, дорог по времени и ресурсам, неэффективен для поиска оригинальных идей;
классический пример: изобретение лампы накаливания Эдисоном;
применение: эффективен в случаях, которые требуют простых и быстрых решений с ограниченным количеством исходных вариантов;
комментарий: для повышения эффективности техники есть смысл систематизировать поиск решения, введя критерии поиска (т. е. его соответствие требованиям и ограничениям); бессистемно метод работает по принципу: «мусор на входе — мусор на выходе» («GIGO» — фраза из информатики).

-2

Метод копирования

Другой старейший способ получить относительно быстрый результат — скопировать уже существующее. Синонимы техники копирования:

«метод переноса»
«аналогия»
«подражание»
«мимикрия»
«плагиат»

И … воровство «интеллектуальной собственности». С этой техникой не всё так однозначно как кажется на первый взгляд. С одной стороны, нет ничего проще, чем взять и «стырить» чужую идею, над обдумыванием которой кто-то уже потрудился. С другой стороны, известно, что все великие античные мастера живописи (да и не только они), прежде чем стать великими, копировали других великих, но ещё более старых столпов искусства. Чтобы научиться чему-то выдающемуся, современные художники применяют этот проверенный веками способ не хуже древних живописцев. Прежде чем найти свой собственный неподражаемый стиль, мы пользуемся тем, что «подсмотрели» у других. Но это всё-таки не прямое копирование, а копирование с элементами синтеза — пропусканием через своё сознание чужого видения. В результате иногда получается нечто новое, оригинальное. Но используя подражание в чистом виде, такой трюк не получится. Недостаток «натурального копирования» очевиден — инновации невозможны.

Пример инновационного способа копирования — «
бионика» или «биомиметика». Этими терминами называется наука, в основе которой лежит принцип копирования идей у живой природы. Она бесконечно мудра или даже гениальна в своих разнообразных творениях. Однажды это поняли учёные, изобретатели и конструкторы. Видимо, самые наблюдательные и любознательные из них прозрели, увидев у матери-природы примеры идеальных естественных механических устройств и систем. Стало очевидно, что лучшей инженерии, чем та, которая есть в животном и растительном мире, трудно придумать. Я не буду говорить об очевидных бионических изобретениях человека — о самолётах. И Вы можете не напрягаться по поводу того, откуда появилась идея липучек на обуви и одежде, или продолжать думать, что Эйфелева башня в Париже — продукт инженерного гения только её создателя. Однако факт остаётся фактом — идеи всех этих изобретений были взяты у природы.

Что касается искусства в целом и графического дизайна в частности, то с этим всё проще. Художники всегда искали вдохновения в естественном — в разнообразии цветов и оттенков, в игре света и тени, в изяществе форм, в фактуре, и их взаимном влиянии друг на друга. Педагоги учили — и это основное правило — «подсматривать» у природы, так как она — самый богатый источник творческих идей. При этом никто никогда не пытался назвать результат такого подсматривания плагиатом.

Описание техники

название
: «метод копирования»;
синонимы: «метод переноса», аналогия, подражание, мимикрия, плагиат;
положенный в основу принцип: простая адаптация чужих идей под свои требования;
достоинства: прост в применении — «увидел — понял — применил»;
недостатки: неэффективен для поиска оригинальных идей;
классический пример: «социальные сети» — если у кого-то появляется успешная бизнес-модель, ею сразу начинают пользоваться другие;
применение: эффективен для быстрого решения вопросов без претензий на оригинальность; используется повсеместно как способ «игры на стереотипах»;
комментарий: для повышения эффективности техники в ней нужен элемент синтеза, который поможет дать на выходе инновацию.

На этом первая часть о творческих техниках завершена. В следующей части мы потратим время на подробный обзор достаточно известных, проверенных временем и эффективных методов генерации новых идей — это «мозговой штурм» и «творческий метод Уолта Диснея». Предлагаю Вам оценить мою публикацию и выразить своё отношение к творческим техникам в комментариях. Благодарю.

(Авторский материал - написан без использования ИИ или «нейросетей»)